поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
01.02.2003 18:16
Виктория Прокопович
 
RADIOHEAD "OK Computer" (1997)

По мнению уважаемых критиков, на удивление доброжелательно откликнувшихся на появление альбома Radiohead "OK Computer", британская пятерка еще раз, и теперь уже окончательно, подтвердила, что она исключение, а не правило. Мысль проста: Radiohead изначально выглядели типичной однодневкой, о которой скоро забудут, (особенно в Штатах, если там вообще о них кто-то узнает), потому что:

а) они - британцы, а британские группы, по печальной традиции, Америка сплошь и рядом игнорирует;
б) после одного великолепного хита "Creep" с дебютного альбома, группа довольно долго не могла предложить ничего примечательного;
в) они взяли себе одно из тех названий со словом head, которые набили оскомину еще много лет назад (и о многих ли помнят сегодня?).

Однако «не один миллион челюстей отпал», когда в самом начале 1997 года на свет появился третий студийный альбом Radiohead "OK Computer". Суровый американский критик призывает снять шляпу перед группой, у которой хватило смелости и таланта играть по своим правилам и идти собственным путем.

Подарив уже достаточно многочисленной армии фанов свой второй диск "The Bends" (1995), Radiohead активно обкатывают альбом, причем не только в Великобритании, но и за океаном. И надо сказать, Америка, которую они пересекают во всех направлениях не меньше пяти раз, принимает их прекрасно. Они открывают концерты своих идейных вдохновителей, группы R.E.M., а также канадской поп-дивы Аланис Моррисетт - по ее личной просьбе. Во время этих продолжительных и богатых впечатлениями гастролей и происходит накопление и обработка материала, который лег в основу "OK Computer", а некоторые песни даже успели прозвучать со сцены. 

В начале 96-го года начинается студийный этап. Обе студии звукозаписи, которым обязан жизнью альбом, находились в местах, которые можно назвать странными и, скажем так, нетипичными. Первая студия, Canned Applause, была оборудована на складе, где когда-то хранились яблоки. Вторая, Catherine's Court, располагалась в особняке, выстроенном в тихой уединенной долине недалеко от города Бат, Англия. Однажды (в один вдохновенный ночной час, точнее - в три часа пополуночи) в меркантильных целях звукозаписи были использованы даже ничего не подозревающие вестибюль и танцевальный зал.

Большую часть года группа работает над альбомом в неизменном составе, существующем с момента основания Radiohead в 1988 году:

Том Йорк, вокал, гитара
Эд О'Брайан, гитара, вокал
Джонни Гринвуд, гитара
Колин Гринвул, бас-гитара
Фил Селвей, барабаны.

Музыкальную сторону дела берет на себя, как правило, Джонни Гринвуд, текстами ведает Том Йорк. К концу года начинается некоторое оживление в прессе, которая спешит поделиться как реальными фактами, так и собственными домыслами. Например, сообщается, что музыканты параллельно с альбомом занимаются созданием своего веб-сайта (www.radiohead.co.uk), которому уделяют немало времени и на котором за месяц до релиза будут выложены новые треки. И тут же высказывается версия, что альбом будет называться не иначе как "Polyethylene", потому что на сайте что-то слишком уж много отсылок к этому «Полиэтилену». Между тем сами музыканты в интервью MTV Europe описывают свою новую работу как нечто среднее между Pink Floyd, the Pixies и Elvis Costello.

Что же получилось в результате? Лирику вокалист Том Йорк называет сплошной мешаниной, а в музыкальном отношении апеллирует к самым разным исполнителям и стилям: «В свое время на нас оказали огромное влияние Can и Kraftwerk (пионеры германской электронной сцены), и Faust, и Оливье Мессиан (классик французского авангарда), и Кшиштоф Пендерески, и The 13th Floor Elevators, так что нас очень трудно классифицировать только как рок-группу. Я думаю, толерантность и никаких музыкальных или технологических ограничений - эти принципы очень изменили наше восприятие музыки».

Остается дать «виновникам торжества» самим поименно прокомментировать наиболее яркие моменты 12-трекового лонг-плея.

"Airbag"
Рабочее название песни было длинным: «Last Night an Airbag Saved My Life". Оно родилось по аналогии с треком Indeep "Last Night a DJ Saved My Life". Как рассказал Джонни Гринвуд, «Том и Фил просидели целый день за компьютером, чтобы добиться нужного ритма и чтобы песня звучала в стиле DJ Shadow».

"Paranoid Android"
Джонни Гринвуд: ""Paranoid Android" - это "OK Computer" в миниатюре, квинтэссенция альбома».
Колин Гринвуд: «У нас была идея в «Paranoid Android" соединить DJ Shadow и The Beatles. Нет, имелась в виду не сверхсложная конструкция в духе классической «Богемской рапсодии». Речь скорее шла о том, чтобы свести вместе несоединимые вещи, как делали, например, The Beatles в "I Am The Walrus"".
«Исторически» песня связана с печальным опытом Тома Йорка в одном из баров в Лос-Анджелесе. Он заглянул туда, чтобы спокойно опрокинуть рюмочку, а оказался в окружении всякого сброда и подозрительных личностей, причем все были уже под кокаином. По словам Тома, «эти люди были похожи на демонов с другой планеты, всем им от меня что-то было нужно. У меня было чувство, что я могу уже не выйти отсюда живым, и в то же время - что я часть всего этого... В конечном счете, это песня о хаосе, только о хаосе, о чертовом хаосе».
Группа играла эту песню на репетициях уже не один месяц, а с лирикой все никак не складывалось. И вот, в эту ночь, когда Тому не спалось и он попал в такую «романтическую» передрягу, в пять часов утра стихи просто захлестнули его.

«Subterranean Homesick Alien»
Джонни Гринвуд: "Интро и хор - это мое, остальное - работа Тома. Мы пытались звучать, как «Bitches Brew" Майлза Дэвиса. Мы просто влюбились в электрическое пианино и ударные с эхом. Честно говоря, рядом с нами не нашлось хороших исполнителей на электрическом пианино. Кроме того, никто из нас не умеет играть на трубе. Так что получился довольно бледный и слабенький плагиат".

«Exit Music (For a Film)»
Джонни Гринвуд: "Нам заказали песню для финальных кадров «Romeo & Juliet" и прислали всего лишь несколько эпизодов еще не законченного кино. Это был своего рода творческий вызов». 

«Let Down»
Джонни Гринвуд: «Эта песня о том, как скорость и движение влияют на сознание. Представьте, что вы едете в поезде или трамвае и смотрите в окно. Машины несутся мимо, люди остаются где-то позади, мелькают дома... Это такая приятная разновидность скуки, посреди которой в голову приходят разные полезные идеи».

"Karma Police»
Джонни Гринвуд: "Почему-то при слове карма многие сразу вспоминают о Джоне Ленноне, а я сразу думаю о «Perfect Day" Лу Рида - в музыкальном смысле. "Karma Police" - воспоминание о нашем последнем туре. Когда кто-то плохо себя вел, мы всегда говорили: кармическая полиция возьмется за него, в конце концов».

"Fitter Happier"
Джонни Гринвуд: «Текст песни мы давным-давно выложили на нашем сайте вместе с массой других вещей, с которыми не знаем, что делать. Однажды Том баловался со своим компьютером и обнаружил, что его можно научить говорить. Тогда он запрограммировал текст «Fitter Happier". Было что-то мистическое в том, как зазвучал текст. А сама музыка - это сочетание пианино и струнного оркестра из 24 музыкантов, которые играли то, что я написал за два дня до записи».
Том Йорк: «Я уже не имею отношения к этим стихам. Они произносятся бездушным механическим голосом. Теперь я слушаю в этой песне только пианино».

«Electioneering»
Джонни Гринвуд: «Трек напоминает «Paranoid Android". Это песня о средствах вещания, о сферах влияния, создающих определенный образ личности. И все в коммерческих целях. Песня отлично звучит вживую».

«Climbing up the Walls»
Том Йорк: «Песня написана под влиянием творчества польского композитора Кшиштофа Пендерески. Мы пригласили 16 виолончелистов и каждого записывали отдельно. Во время записи Джонни сидел за вертушкой коротковолнового транзистора и вставлял сэмплы прямо из радиоэфира». «Я  минут 20 искал подходящие местные радиостанции, - говорит Гринвуд. - Всегда была вероятность, что Хью Льюис со своим выпуском новостей включится в самом неподходящем месте. Но это уже детали...»

"No Surprises"
Песня впервые прозвучала на концерте в Амстердаме в декабре 1995 года. Тогда она называлась "No Surprises Please". Это была первая песня, которая звучала на студийных сессиях и первой была записана для «OK Computer".

Преданные фаны и критики-энтузиасты моментально оценили волшебное сочетание свободного от всех оков прогрессивного рока, пост-панковского страха, жутковатых электронных сэмплов и убедительных текстов. Хотя это мало повлияло на рыночный успех альбома: за последующие два года тираж "OK Computer" едва дотягивал до золотого статуса (полмиллиона копий). Тем не менее, он получил наиболее благосклонную прессу из всех рок-альбомов последнего десятилетия. Высказывались даже мнения, что после выхода "OK Computer" изменился сам «ландшафт» рок-мейнстрима. Мировые лейблы открыли охоту на «новых Radiohead», а уже признанные герои мейнстрима, Майкл Стайп (R.E.M.) или Боно (U2), символически передали эстафету новатору Тому Йорку.

Наибольшим достижением альбома стала Grammy Award 1988 года в номинации «Лучший перформанс в жанре альтернативной музыки» ("OK Computer").

В активе "OK Computer" значатся также:
номинация Grammy'88 «Альбом года»
2 награды Ivor Novello Awards 1998 года - "Лучшая современная песня" ("Karma Police") и "Песня с лучшим текстом и музыкой" ("Paranoid Android")
3 номинации MTV's Europe Music Awards 1997
2 место в рейтинге лучших альбомов 1997 года, выбранных критиками журнала «New Musical Express»
2 место в рейтинге "Альбом года" по версии журнала «Melody Maker» (1997)
2 место в рейтинге "Лучшие 20 альбомов года" по версии журнала «Spin» (1998)
Назван в числе "50 лучших альбомов 1997 года" по версии журнала «Q Magazine»
9 место в рейтинге "90 лучших альбомов 90-х" по версии журнала «Spin» (1999)
Включен в рейтинг "Главные записи 90-х" журнала «Rolling Stone» (1999)
Назван в числе "90 лучших альбомов 1990-х" по версии журнала «Q Magazine» (1999)
2 место в списке "100 лучших британских альбомов" журнала «Q Magazine» (2000)
4 место в рейтинге "10 лучших альбомов 90-х" по версии «Entertainment Weekly» (2000)
1 место в рейтинге "50 лучших альбомов за всю историю Q" по версии журнала «Q Magazine» (2001).

Мнение редакции, как широко известно, может не совпадать с мнением отдельно взятых авторов, критиков или обозревателей. А уж вкусы публики - вещь, зачастую покрытая мраком тайны. Каким бы скромным ни был рыночный успех альбома "OK Computer", несмотря на все воскурения прессы, интерес к следующей работе Radiohead, альбому 2000 года "Kid A", показал, что массы, пусть медленно, но уверенно проникаются своеобразным очарованием британцев. "Kid A", не подкрепленный ни единым синглом, клипом или радиотреком, умудрился лидировать в чартах, собрать свой урожай номинация и премий и заставлял слушателей пачками набиваться на концерты Radiohead во время промо-тура.

Что дальше?.. В конце концов, группе-то всего 14 лет, подростковый возраст. Все еще впереди...

обсудить в форуме

ХРОНОГРАФ
1942 родился Пол Маккартни
страшно даже подумать, что случилось бы с музыкой в его отсутствие... Леннону пришлось бы тяжко.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Музей
<<Февраль, 2003 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
 



  Музей

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.071 ~ c0.018 + m0.004 + b0.004 + s0.010 +u0.017