поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
08.02.2003 21:26
Андрей Гончаров
 
LED ZEPPELIN "Led Zeppelin" (1969)

Конец 60-х. Веет остатками вудстокских дербанов. На смену шебутной «flower children era» приходит новая эпоха, которой жизненно необходим новый импульс, новая идеология, новый рок-н-ролльный фон. Им и стал, по сути дела, хард-рок. Сказать по правде, «Led Zeppelin» с их дебютом 1969-го года не открыли Америк, но именно им, взявшим на вооружение тяжелый электрический блюз Джими Хендрикса, Джеффа Бека и «Cream», удалось выкристаллизовать жанр как таковой. Рецепт немудреный: истерический вокал, мощный гитарный рок, построенный на простых и запоминающихся риффах, громыхающая ритм-секция, частая смена динамики и темпа. И хотя первая пластинка «цеппелинов» не блещет таким разнообразием, как их последующие работы, она раз и навсегда изменила ход музыкальной эволюции, дав жизнь целому направлению, создав культ, которому поклоняются и по сей день.

В конце 1968-го музыкальный мир облетела сенсация: «Atlantic Records» подписывает долгосрочное, эксклюзивное соглашение с молодой английской группой «Led Zeppelin». Контракт скреплен подписями Джерри Векслера (Jerry Wexler), исполнительного вице-президента «Atlantic», с одной стороны, и менеджера группы Питера Гранта (Peter Grant), с другой. Детали соглашения не разглашались, но было совершенно очевидно, что прецедент создан еще тот: никому неизвестным «Led Zeppelin» удалось выбить шикарнейший ангажемент у монстра пластиночной индустрии! Шумиха вокруг свежезаписанной, но еще неизданной пластинки коллектива поднялась нешуточная. Ведущие английские и американские музыканты, приглашенные на допремьерные прослушивания, были единодушны с своих восторженных рецензиях, называя группу "квинэссенцией всего лучшего, что было у «Cream» и Джими Хендрикса".

Публика теряется в догадках. Кто же такие эти «цеппелины»? Развязка не заставила себя долго ждать-упрашивать. «Led Zeppelin» состоит из четырех выдающихся музыкантов Британии дня сегодняшнего, - говорится в первом пресс-релизе группы. - Вот их имена - Джимми Пейдж (Jimmy Page, лидер группы и соло-гитарист), Джон Пол Джонс (John Paul Jones, басист, пианист, органист, аранжировщик), Джон Бонэм (John Bohnam, ударные), РобертПлант (Robert Plant, вокал)».

Jimmy Page (полное имя - James Patrick Page)
В свои неполные 23 года успел зарекомендовать себя в качестве одного из выдающихся европейских музыкантов. Начав профессионально заниматься музыкой в 15-летнем возрасте («профессионально» - значит зарабатывать игрой на хлеб с маслом), Джимми отметился участием во многих популярных составах. Параллельно посещает занятия в Лондонской школе искусств, увлечение музыкой от одногруппников на первых порах тщательно скрывает. К участию в студенческой самодеятельности не привлекался.

Чуть позже по состоянию здоровья Джимми отказывается от кочевой жизни гастролера и становится студийным гитаристом, сессионным наймитом. Надо заметить, что на волне «битломании» спрос на записи английских ансамблей рос в геометрической прогрессии, но профессиональный уровень их участников, мягко говоря, оставлял желать лучшего. Тут и появлялся Джимми Пейдж со своей гитарой. Фактически 60 процентов рок-н-ролльных записей, сделанных с 63-го по 66-й, это его рук дело. Работа с Миком Джаггером, «The Kinks», Донованом и многими другими помогла обзавестись не только полезными связями, но и дала бесценный опыт звукорежиссуры, нашедшей воплощение в студийниках «Led Zeppelin».

В «Yardbirds» Джимми приходит в 1966-м. Дело было так. За пять минут до выступления в Лондоне стало известно, что бас-гитарист - Пол Сэмюэл Смит (Paul Samwell Smith) - слег с температурой. Джимми случайно оказался за кулисами. Его попросили подыграть на басу одно выступление, и он, прекрасно знавший материал, согласился. Когда «Yardbirds» предложили вакансию басиста на постоянной основе, тот вроде и хотел остаться, но вынужден был ответить отказом, памятуя о перегруженном рабочем графике, когда приходилось делать до 3 студийных халтур за день. Когда «Yardbirds» позвонили через пару дней и пригласили в турне по Штатам, Джимми соглашается, решив для себя, что настало время заняться чем-то действительно стоящим. В той гастрольной поездке он играет на бас-гитаре и периодически подменяет трудно предсказуемого соло-гитариста Джеффа Бека. Бек, на котором держалась вся программа, часто жаловался на головные боли и мог запросто не прийти на концерт.

По возращению Бек предлагает Джимми стать вторым соло-гитаристом «Yardbirds». Джимми не до конца понимал идеи товарища («Не понимаю, зачем тебе конкуренция? - спрашивал он. - Ты ведь единственная звезда в группе»), но согласие дал. По возвращению домой «Yardbirds» отыгрывают успешные гастроли в обойме с «Rolling Stones».

К 1967-му жизнь на чемоданах успела порядком надоесть. Джимми решает вернуться к размеренной жизни музыкального хамелеона. Но Джефф Бек неожиданно сдает полномочия, и Джимми, связанному контрактными и человеческими обязательствами, ничего не остается, как тянуть на себе группу вплоть до ее распада в 1968-м году. К тому времени, будущий «цеппелиновец» успел накопить достаточно сбережений, обзавестись шикарным домом на берегу Темзы с огромной спальней и антикварной фурнитурой, а также заручиться поддержкой нового менеджера «Yardbirds» Питера Гранта.

John Paul Jones (урожденный - John Boldwin)

К 22 годам Джон Пол Джонс стал одним из самых востребованных оркестровщиков Англии. До этого играл на басу в «The Shadows», которые в начале 60-х пользовались бешенной популярностью в Европе. Позже, когда группа развалилась, одному из ее участников - Тони Миэну - предлагают руководящую должность на фирме «Decca».

Как и Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс разрывался от одного студийного заказа к другому. Среди прочего стоит отметить аранжировки «Mellow Yellow», «Sunshine Superman», «Hurdy Gurdy Man» для Донована, «стоуновскую» «She's Rainbow» и две дорожки с их «Their Satanic Majesticks Request». Кроме того, John Paul Jones сыграл все партии органа на альбоме Джеффа Бека «Truth». И хотя работа аранжировщиком и сессиоником принесла ему славу (а также, что далеко немаловажно, служила постоянным источником дохода), Джон Пол Джонс, как и Джимми Пейдж, в один прекрасный момент понял: хватит с меня этого музона!

John Bohnam (полное имя - John Henry Bonham)

В его «доцеппелиновском» активе - гастрольный тур 1968-го года в аккомпанирующем составе Тима Роуза. Затяжные барабанные соло привлекли к нему внимание широкой публики.

- Я пошел его послушать и ушам своим просто не мог поверить! - вспоминает Джимми Пейдж. - Это было нечто такое, чего мне не приходилось слышать раньше! Он играл соло руками, а публика сидела, словно завороженная.

Джон Бонэм - родом из индустриального Бермингема. Играл со многими энтузиастами, пока не получил приглашение от местных знаменитостей «The Band Of Joy». Там его и заприметил Тим Роуз.

На момент вступления в «Led Zeppelin» женат, имеет бирменгемскую прописку и, по словам Джимми Пейджа, является «чемпионом по пивному слалому среди тяжеловесов Англии».

Robert Plant (полное имя - Robert Anthony Plant)

- У Роберта Планта потрясающей голос, - говорит Джимми Пейдж. - Когда на нашем первом концерте в Швеции «вылетели» несколько динамиков, он продолжал петь, перекрывая оставшуюся часть порталов. Слышно было в конце зала!

Роберт Плант, по его собственному признанию, увлекается блюзом столько, сколько себя помнит. Сначала это деревенский блюз, потом городской а-ля Otis Rush или Buddy Guy. Но его интерпретация в корне отличается от того, что можно было услышать раньше.

Как и Джон Бонэм, Роберт - родом из Бирменгема. Успел поиграть в «The Band Of Joy».

Среди прочих значительных заслуг стоит отметить эпизодические записи с «отцом английского блюза» Алексисом Корнером.

Летом 68-го Джимми Пейдж начинает собирать новый состав. Под это дело уже были заделаны гастроли по Скандинавии. Первоначально рассматривалась кандидатура бывшего коллеги по «Yardbirds», басиста Криса Джейа (Cris Dreja). Однако, на объявление в журнале «Disc» неожиданно откликнулся старинный приятель Джон Пол Джонс. «Если тебе нужен бас-гитарист, - сказал он, - имей меня в виду». Вокалиста Роберта Планта нашли через десятых знакомых. Тот привел с собой земляка - барабанщика Джона Бонэма. Легенда гласит, что Бонэма, работавшего на тот момент в солидной гастрольной группе с жалованьем 40 фунтов в неделю, пришлось долго уговаривать. «Чего это мне добра от добра искать?» - говорил он Роберту. «Дурак ты, - отвечал Роберт. - В «New Yardbirds» ты еще не такие деньги будешь зарабатывать!»

Первая встреча квартета состоялась в маленькой репетиционной комнатке, расположенной в подвале одного лондонского универмага.

- Мы посмотрели друг на друга и рассмеялись, - вспоминает Джон Пол Джонс. - То ли от нервного напряжения, то ли от мысли, что будем играть теперь в одной группе. Чтобы разрядить атмосферу, Джимми предложил: «Ну, что? Может поиграем? Знаете такую «ярбердовскую» песню - «The Train Kept A Rollin» («Поезд шел и шел»)?» Джон дал счет - и репетиционка чуть не взлетела на воздух! «Из этого что-нибудь да выйдет!» - сказали мы себе.

В первую гастрольную поездку отправились в сентябре 1968-го. Заметим, что в афишах указывалось либо «Yardbirds», либо «Yardbirds featured Jimmy Page».

По существу вопроса. Право на название «Yardbirds» принадлежало бывшим участникам группы. Когда McCarty (барабанщик) и Relf (вокалист) заявили об уходе, то в качестве отступных разрешили Пейджу и Дрейа воспользоваться названием для скандинавского тура. Но Дрейа, оказавшись не у дел, встает в позу. В итоге от «Yarbirds» и его производных пришлось отказаться.
Как у настоящего семьянина всегда есть заначка, так и у хорошего гитариста ничего в хозяйстве не пропадает. Так что, когда на повестку дня был вынесен вопрос о смене вывески, Jimmy вспомнил одну историю. В 66-м, как говорилось ранее, пути Джеффа Бека и «Yardbirds» начинают расходиться. Бек приглашает Джимми Пейджа и Джона Пола Джонса для записи нескольких студийных трэков. На барабанах играл Кейт Мун (Keith Moon) из «The Who». Иногда помогал согруппник Муна - басист Джон Энтуисл (John Entwistle). Говорят, что сессия получилась настолько удачной, что четверка стала подумывать о создании нового ансамбля. Из достоверных источников известно, что Мун и Энтуисл были недовольны растущих деспотизмом гитариста «The Who» Пита Тауншенда (Pete Townshend) и с энтузиазмом приняли приглашение Бека. Стали думать о названии - кто-то сказал: «To go over like a lead ballon» (английская идиома: «провалиться с грохотом на концерте», облажаться). Мысль продолжил Энтуисл, который предложил назвать группу «Lead Zeppelin» («Свинцовый дирижабль»). Как видим, случайно оброненная шутка, попав в плодородную почву, дала всходы. Из слова «lead» («свинцовый») Джимми Пейдж предусмотрительно убирает букву «а».

- А называться мы будем «Led Zeppelin»! - заявил он коллегам. И все дружно рассмеялись.

Первый альбом под названием «Led Zeppelin» записывался в октябре 1968-го на студии «Olympic Studio» в южном пригороде Лодона, Барнсе. Руководил процессом и крутил ручки на пульте сам Джимми. Пластинку писали на протяжении двух недель, что вылилось в 30, рекордных по нынешним меркам, часов чистого студийного времени и бюджет в 1750 фунтов. Включая расходы на обложку, на которой изображен взрыв дирижабля «Гинденбург». Спустя 7 лет, в 1975-м, когда продажи 1-го  альбома принесли более 7 миллионов долларов чистой прибыли, смету вспоминали с умилением.

- Мы записали первый альбом всего за 30 часов. Это правда, - говорит Джимми Пейдж в интервью для журнала  «Guitar World». - Я точно знаю это, потому что сам оплачивал счета (смеется). Однако, это было совсем не трудно, ведь мы были хорошо подготовлены. Все было отрепетировано, потому что мы только что вернулись из турне по Скандинавии, и я точно знал, чего хотел. Знал, что должны делать все инструменты и как они должны звучать. Еще во времена «Yardbirds» у меня было много разных идей. В этой группе на концертах мне разрешали импровизировать, и я начал записывать различные мысли, которые впоследствии реализовались в «Led Zeppelin». В музыке «Led Zeppelin» соединились блюз, хард-рок и акустическая музыка. Такой комбинации еще не существовало.

Помимо четкого понимания художественной стороны у Джимми Пейджа были кое-какие соображения насчет коммерческой деятельности вновь созданного предприятия. На его глазах развалились «Yardbirds». Основной причиной, по его мнению, было никудышнее администрирование. Джимми дал себе слово - никогда и никому впредь не позволять манипулировать собой. Самостоятельно спродюсировав первый альбом и первое турне, ему удалось свести к минимуму влияние фирмы грамзаписи и максимально сохранить творческое лицо.

- Сохранить творческое лицо было для меня главной задачей, - говорит он. - Ведь я точно знал, что хочу делать вместе с этими ребятами. Действительно, я профинансировал полностью и записал первый альбом еще до того, как мы обратились в «Atlantic». В отличие от типичной ситуации мы не брали аванс на запись, а пришли с уже готовой пленкой.

Первый «Led Zeppelin» отличает не только стилистическое новаторство, но и революционные средства воплощения задуманного. Стереомиксы, удаленные микрофоны для вызвучки гитарных усилителей, игра смычком, использование 10-струнного педал- стила фирмы «Fender» и многое, многое другое. Уверен, что «загалу» эти подробности ни к чему. А заинтересованные лица смогут познакомиться с информацией на сайте журнала «Guitar World» (http://www.guitarworld.com).

Альбом готов, и менеджер Питер Грант (Peter Grant) собирается в Нью-Йорк, ибо главный упор было решено делать на Штаты, где и размах пошире, и денег побольше. «В переговорах настаивать на том, что решающее слово должно оставаться за группой. Она сохраняет полный контроль в записях пластинок, в выборе художников и тем для конвертов, в расписании и географии гастролей, в праве решать как и когда проводить рекламные кампании, не уступая издательских прав», - напутствовал Джимми Пейдж. Задача поставлена не из простых: выбить контракт на невиданных доселе условиях.

Надо заметить, Питер Грант ехал не на пустое место. Во-первых, «Atlantic» уже проявляли интерес. А, во-вторых, они уже были знакомы с Пейджем по работе в «Yardbirds».

- Я очень четко объяснил, что хочу работать именно с ними, - говорит гитарист, - а не с их дочерними рок-филиалом «Atco», имевшим контракты с такими группами, как «Sonny And Sher» и «Cream». Я не хотел находиться в одной компании с этими исполнителями. Мне нужно было, чтобы наша группа ассоциировалась с чем-то более классическим. Реакция «Altantic» была очень позитивной. Я имею в виду, что они подписали с нами контракт, на правда ли?

Сложно сказать, какие приемы пустил в ход Питер Грант, но факт остается фактом: по достигнутому соглашению группе причитались неслыханно высокие проценты от продаж плюс двести тысяч долларов аванса!

На прилавках магазинов пластинка появилась в январе 1969-го, когда месяц успешных гастролей по Соединенным Штатам остался позади. Да и пробные промо-диски, разосланные по коммерческим радостанциям, сделали свое дело. Предварительные заказы на альбом перевалили за 50 тысяч!

В феврале вернулись домой, вернулись победителями, став одной из самых многообещающих новых американских групп. Но на родине музыка «Led Zeppelin» мало кого интересовала. Вместо набитых битком залов - площадки в среднем на 400 посадочных мест. Британские станции приняли «цеппелинов» прохладно, а молодежная BBC-1 так и вовсе проигнорировала. Понимающие, впрочем, группу заметили. Как, например, журнал «OZ», назвавший альбом «поворотной точкой рок-музыки». Тем не менее, консервативная музпечать подобными цитатами не пестрела. Признания в Британии пришлось ждать.

А потом были часовой концерт в эфире BBC-1, изданный позже отдельной пластинкой, выступления на нескольких фестивалях перед десятками тысяч фанатов, сальные истории с группиз и скандал с репортером журнала «Life», первое «золото», подготовка к записи следующего альбома, на который поступило более 400 тысяч предварительных заказов (!) и многое, многое другое. Но это уже другая история.

To be continued...

Как и всякое успешное начинание «Led Zeppelin» породили толпы «доброжелателей», не перестающих обвинять Пейджа и К в плагиате. Можно, конечно, возразить, мол, ничего из ничего не бывает. Тем более в музыке, чей ареал ограничен 12-ю полутонами. Можно назвать таких людей жалкими лузерами, создателями сенсаций на пустом месте и не принимать всерьез их изысканий. Однако автор, хоть и «цеппелиновец» во втором поколении, все же считает, что каждое мнение имеет право на жизнь. Раз так, слово нашим оппонентам.

Намедни в Сети раскопал занятный материал (http://www.warr.org/zep.html#Thieves). Цитирую: «Эти парни хороши для тех, кто не слышал старые пластинки, с которых они украли свои риффы. И хотя, будем откровенны, продюсер/автор-песенник/гитарист/«и-все-что-можно-себе-только-представить» Джимми Пейдж не гений вовсе, в свой «цеппелиновский» период ему удалось достичь недосягаемых вершин мастерства. Он написал кучу классических риффов, а его соло стали энциклопедическими для рок-гитаризма. Пейдж никогда не сравниться с Хендриксом, но он умеет грамотно подать продукт. И все же, несмотря на явные заимствования, нельзя недооценивать его вклад в развитие направления.

... Объясняем популярно. Ниже приведен список артистов, у которых «цеппелины» содрали свои песни (примеч. автора: указываю только вещи с 1-го альбома).

«Babe I'm Gonna Leave You». Народная песня, исполненная Anne Bredon. В первоначальном варианте на обложке значится: «народная, аранжировка Джимми Пейджа». Чуть позже стали указывать «слова и музыка Джимми Пейджа. А потом, когда справедливость восторжествовала, «Bredon/Page/Plant».
«Black Mountain Side». Версия народной мелодии, записанная ранее Bert Jansch.
«Communication Breakdown». Частичный плагиат Эдди Кокрена Eddie Cochran «Nervous Breakdown».
«Dazed And Confused». Переигрывание песни Джейка Холмса (Jake Holmes).
«How Many More Times». Первая часть - из песни Howlin' Wolf, вторая - «The Hunter» Алберта Кинга (Albert King)».

Мысль продолжена и углублена в статье журналиста Уилла Шейда (http://www.furious.com/perfect/jimmypage.html): «Led Zeppelin» заработали недобрую славу, цитируя чужую лирику и музыку в своих произведениях. Тогда как британские музыканты набивали карманы миллионами, герои их детства - бедные чернокожие американцы - не получили ни цента. «Led Zeppelin», и это задокументировано, не раз представали перед судом в качестве ответчика по делам о об авторских правах».

Далее автор утверждает, что Пейдж был далеко не первым, кто начал играть на гитаре смычком. «Тогда он был фаворитом известного продюсера Шела Тэлми (Shel Talmy), - говорится в публикации. - Тэлми постоянно привлекал Пейджа-сессионика. Для работы с «The Who», «Kinks» и другими. Тэлми тогда занимался проектом «Creation». Эдди Филипс (Eddie Philips), лидер-гитарист «Creation», сыграл гитарные партии смычком на двух синглах 66-го - «Painter Man» и «Making Time». Не сложно предположить, что Пейдж мог увидеть игру Филипса в студии. В книге «Unknown Legends Of Rock'n'Roll» Тэлми так и говорит: «Джимми Пейдж содрал этот прием у Эдди. В этом нет никаких сомнений». Но Пейдж утверждает совершенно обратное. По его словам, первая встреча с Эдди Филипсом состоялась в 1994-м на вечеринке в честь 50-летия Джима Маккарти, бывшего барабанщика «Yardbirds». Но если быть до конца скрупулезным, то и Сид Барретт (Sid Barret) из «Pink Floyd» баловался смычком. Свидетельством тому могут послужить концертные фото группы».

Уилл Шейд приводит массу других сведений и умозаключений. Например, о том, что первый альбом «Led Zeppelin» есть ничто иное, как переработка старых «ярдбердовских» песен, которые, в свою очередь, были украдены у других исполнителей... Впрочем, не буду лишать автора удовольствия от ознакомления с первоисточником (http://www.furious.com/perfect/jimmypage.html).

Трек-лист:

1. «Good Times Bad Times» - 2:43 (Page/Jones/Bohnam).
2. «Babe I'm Gonna Leave You» - 6:40 (Page/Plant/Anne Bredon).
3. «You Shook Me» - 6:30 (Willie Dixon/J.B. Lenoir).
4. «Dazed And Confused» - 6:27 (Page).
5. «Your Time Is Gonna Come» - 4:41 (Page/Jones).
6. «Black Mountain Side» - 2:06 (Page).
7. «Communication Breakdown» - 2:26 (Page/Jones/Bonham).
8. «I Can't Quit You Baby» - 4:42 (Willie Dixon).
9. «How Many More Times» - 8:28 (Page/Jones/Bonham).

Выходные данные:
Лейбл - «Atlantic Records».
Дата релиза - 12 января, 1969.
Продюсер - Jimmy Page.
Администрирование - Peter Grant.
Дизайн обложки - George Hardie.
Фото - Chris Dreja.
Jimmy Page: электрогитара, акустическая гитара, педал-стил, бэк-вокал.
Robert Plant: вокал, губная гармошка.
John Paul Jones: бас-гитара, орган, бэк-вокал.
John Bonham: ударные, бэк-вокал.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1962 родился Кирк Хэмметт
гитарист Metallica "второго призыва". Любитель интеллектуального кинематографа и экстремальных видов спорта.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Музей
<<Февраль, 2003 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
 



  Музей

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.078 ~ c0.017 + m0.004 + b0.005 + s0.011 +u0.025