поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
01.09.2003 17:56
Андрей Гончаров
 
LED ZEPPELIN "Led Zeppelin II" 1969

Записанный урывками между концертами первых американских гастролей альбом «Led Zeppelin II» стал квинтэссенцией тяжелого рока. Поскольку «цеппелины» на тот момент были сильно привязаны к планово-производственным показателям, все композиции с их второй пластинки представляют собой переработки блюзовых и рок-н-ролльных стандартов, входивших в концертный репертуар. Тем не менее, сжатые сроки и отсутствие оригинального материала сыграли отчасти положительную роль. Пластинка получилась тяжелой, брутальной и предельно прямолинейной. «Whole Lotta Love», «The Lemon Song» и «Bring It On Home». Все они - переделки классических блюзов, построенные на простых и ярких риффах, с развернутыми инструментальными соло. И хотя в «Thank You» и «Ramble On» прослеживаются лирические отступления, остальные 4 номера - бескомпромиссный хард-рок. Эту работу можно назвать лучшей в дискографии «Led Zeppelin». Косвенным подтверждением служит тот факт, что в штатовских чартах она вытеснила с 1-й позиции «битловскую» «Abbey Road», а хит-сингл «Whole Lotta Love», добравшийся до 4-го места, стал «золотым».

По итогам года, у себя на родине «Led Zeppelin» были признаны лучшей группой, Роберт Плант - лучшим певцом, а «Led Zeppelin II» - лучшей рок-пластинкой.

О записи и сопутствующих обстоятельствах рассказывает гитарист Джимми Пейдж (полный текст интервью опубликован в журнале «Guitar World»).

G.W.: - Каково Ваше наивысшее достижение, как продюсера и звукоинженера?
Пейдж: - Самое главное - это объемная запись барабанов. Этого тогда не делал никто. Ранее я замечал, что звукоинженеры ставят микрофон прямо рядом с бочкой. После этого барабанщик долбит, как сумасшедший, а на пленке звучит так, словно он играл на картонных коробках. Я обнаружил, что если отодвинуть микрофон подальше от ударной установки, то звук обретает «комнатное дыхание», а следовательно барабаны звучат лучше.

G.W.: - Вы часто говорите о народной музыке и о рокабилли, которые в прошлом оказали на Вас влияние. А какие у Вас любимые блюзовые записи и гитаристы?
Пейдж: - О, их немало. Отис Раш. От его песни «So many roads» у меня прямо дрожь прошла по позвоночнику. Тогда было несколько пластинок, которые слушали буквально все. Одна их них называлась «American Folk Festival Of The Blues». На ней был записан Бадди Гай. Он всех тогда поразил. Далее, конечно, я должен отметить «Live At The Regal» Би Би Кинга. Тогда я впервые услышал таких гитаристов, как Фредди Кинг и Элмор Джеймс. Я пропустил одно очень важное имя - Хьюберт Самлин. Я очень любил его. Он всегда играл нужные вещи в нужное время. Его игра была прекрасным дополнением к голосу Хаулина Вульфа.

G.W.: - Как появилось соло, звучащее в середине песни «Heartbreaker»?
Пейдж: - Я хотел сделать что-нибудь необычное, неожиданное. Но самое главное, что это соло появилось тогда, когда песня «Heartbreaker» была уже записана. Оно пошло, так сказать, вдогонку. Я записал его в другой студии и вставил в середину песни. Вы должны были заметить, что гитара звучит несколько иначе.

G.W.: - Кроме того, гитара оказалась настроена чуть выше.
Пейдж: - И строй не совпадает? Надо же, я этого не знал (смеется)!

G.W.: - Это соло было сочинено заранее?
Пейдж: - Нет, оно появилось прямо на месте. Это была первая вещь, которую я сыграл через усилитель «Marshall»...

G.W.: - Повлиял ли Эдди Крамер (Eddie Kramer) на звучание «Led Zeppelin II» (примеч. автора: Эдди Крамер - легендарный звукоинженер, работавший ранее с Джими Хендриксом. Одна из рок-н-ролльных баек-легенд гласит: для того, чтобы добиться «подводного» саунда гитары на одной из записей Хендрикса, Эдди принес в студию пару динамиков, которые опустили в ведро с водой)?
Пейдж: - Безусловно, но не спрашивайте как (смеется)!

Как-то гитарист «Led Zeppelin» сказал Крамеру, что именно хочет сделать в средней части «Whole Lotta Love», и тот помог воплотить задуманное. На пленке было задействовано нимало спецэффектов, включая «обратный слайд», терменвокс (см. ниже) и многое другое. Знания и опыт Эдди Крамера помогли добиться желаемого результата. В этом смысле его присутствие было очень полезно.

Одной из «главных героинь» записи заслуженно стала гитара «Gibson Les Paul Black Beauty» («Гибсон Лес Пол Черная Красавица»), на которой была записана песня «Whole Lotta Love». С ней, как говорят в кругах, близких к бомондным, связана пикантная история.
Купленная в 1962-м году за 182 фунта эта гитара использовалась как в «The Yardbirds» и «Led Zeppelin», так и для сессионной работы. Инструмент пропал во время гастрольной поездки в Штатах 1970-го. Джимми Пейдж под псевдонимом дал объявление в журнале «Rolling Stones» и предложил вознаграждение за возврат инструмента. Но на объявление никто так и не откликнулся.

- «Les Paul Black Beauty» у меня украли в Штатах, - вспоминает Джимми. - Пропала она в аэропорту где-то между Бостоном и Монреалем. На этой гитаре было сделано много студийной работы. Мне не хотелось брать ее с собой. Какое-то предчувствие было... И вот те на! До этого я играл на «Telecaster», и Джо Уолш сказал, что у него есть «Les Paul» (дело было, когда мы приехали в Филмор). За него Джо хотел 500 долларов. Нормальная цена по тем временам. Почему-то хотел, чтобы покупателем стал именно я... Я поиграл немного. Понравилось. А потом, конечно же, купил. Вот как было дело.

Если помните, средняя часть «Whole Lotta Love» просто напичкана всякими странными звуками. Среди прочего использовался и терменвокс, - второй «герой» записи.
Терменвокс - первый в истории электромузыкальный инструмент. Изобретен в России в 1919 году. Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена (vox по латыни значит «голос»). Звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны, при этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда. Инструмент предназначен для исполнения разных (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Массового применение терменвоксу, как, скажем, электрогитаре, не нашлось. Но и в небытие он не канул. Терменвокс можно услышать на записях разных замороченных чуваков («Нож Для Фрау Мюллер» или Мещерин с своим ансамблем электромузыкальных инструментов), опекаемых лейблом «Снегири».

Заимствования

В прошлый раз была затронута скользкая тема заимствований и плагиата в творчестве «Led Zeppelin». Стоит заметить, что тема пресловутого плагиаторства в современной музыке куда шире и глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Лидер ансамбля «Ленинград» Сергей Шнуров, к примеру, убежден в том, что без цитирования современного искусства не бывает...
Короче, дискуссий тут не на одну 0,5. Потому обратимся к фактам. А они таковы: рифф «Whole Lotta Love» придумал Джимми Пейдж, но лирика под копирку списана с песни Вилли Диксона (Willie Dixon).

- Пейджевский рифф - это пейджевский рифф, - говорит Роберт Плант. - Когда я услышал его впервые, то подумал: а что же мне тут петь? Вариантов была масса. С момента выхода диксоновской песни прошло много времени (примеч. автора: 7 лет, на самом-то деле), и мы по простоте душевной решили взять из нее текст.

Самое любопытное в этом деле то, что пострадавшая сторона решила дать делу законный ход и отстоять свои права лишь ... в 1985-м году (!). Напрашивается злая ирония: товарищу на выпивку не хватало. Но до слушаний в суде не дошло. Конфликт замяли по-свойски.

Что до «Heartbreaker», то вступление и концовку «цеппелины» сняли у другого чернокожего блюзмена - Сонни Бой Вилльямсона (Soony Boy Williamson). Как и название песни. Мало того: чтобы воспроизвести «мутное» звучание и характерные уилльямсоновские интонации, Роберт Плант играет на гармошке и поет через комбоусилитель с эффектом «вибрато».

О композициях с «Led Zeppelin II»

На пластинке таланты участников группы раскрылись во всей красе - от изящной «Thank You» до забойной «Whole Lotta Love».

Итак...
«Whole Lotta Love». В одном из интервью Джимми Пейдж сказал: «Это тяжелая, непристойная и грубая песня». «Whole Lotta Love» как бы суммирован ранний «Led Zeppelin». Не прибегая к пестрым метафорам, Роберт Плант поет: «I`m gonna give you my love - I`m gonna give every inch of my love» («Я отдам тебе всю мою любовь - Я отдам всю мою любовь без остатка»). Вопросы есть? Плантовский вокал на пределе возможностей голосовых связок и прорезная гитара Джимми Пейджа - вот основные составляющие стиля «Led Zeppelin». Лучшего примера, чем эта песня, не найти.

«What Is What Should Never Be». Поворот на 180 градусов! Тишь, гладь да Божья благодать. Воздушные гитарные рулады и мягкая басовая линия. Каденция в конце первого куплета предвещает взрыв страстей. Продолжаем слушать. Далее Пейдж демонстрирует виртуозное владение слайд-гитарой. Словно прохладный ветерок в жаркий летний день. Сыграв пару тактов, Пейдж возвращается к основной теме. Вскоре группа уже не в состоянии себя контролировать. Да будет рок!

«The Lemon Song». Курс на архипелаг Блюз-рок! Полный вперед! «The Lemon Song» - блестящий стандарт, который дает определенное представление о «Led Zeppelin» в концертной ситуации - длинные инструментальные соло и импровизации. И хотя трэк аккуратно смикширован, ощущение «первого дубля» от этого не стало меньше. Гитарная работа Пейджа выше всяких похвал!

«Thank You». Очередная смена настроения. «Led Zeppelin» предстают в совершенно ином, непривычном для слушателя ракурсе. Это проникновенная баллада с многоголосьем в припеве. Лирика не блещет изысками: «And so today my world, it smiles. Your hand in mine, we walk the miles» (что-то вроде «Мир улыбнулся мне. Твоя рука в моей руке. И мы идем с тобой по жизни»). Как раз тот случай, когда в простоте есть свой шарм. Очень сентиментальная вещь.

«Heartbreaker». Пристегните ремни! Если «Whole Lotta Love» - «тяжелая» эротика в духе «Hustler», то «Heartbreaker» - стопудовые «три Икса». Одна из любимых речевок Бивиса и Баттхэда.

«Livin` Lovin` Maid (She`s Just A Woman)». Шуточная. Чуть полегче, чем предыдущий трэк. Некоторые критики называют эту вещь худшей на альбоме, с чем автор совершенно не согласен. Впрочем, надо же было какую-то песню назвать худшей.

«Ramble On». В свое время «Led Zeppelin» часто ссылались на увлечение народной музыкой (послушайте, например, «Bron-Yr-Aur-Stomp» с 3-го альбома или ту же «Stairway To Heaven»). В данном случае мы говорим не об американском фолке с его дилановщиной, а о кельтской музыке. Песня пестрит образами, позаимствованными из произведений Толкиена.

«Moby Dick». Фанки! Легендарное соло Джона Бонэма в студийном варианте. Сегодня к барабанным соло публика относится с предубеждением. Однако соло Бонюма - это действительно нечто! Джон Бонэм, «Моби Дик-Дик-Дик-Дик»!!!

«Bring It On Home». Этой песней «Led Zeppelin» заявляют миру: «Вот - с чего мы начинали и куда стремимся». Песня короткая, но емкая. То ли еще будет!

К сожалению, автор, как не старался, не смог подобрать достойный вербальный эквивалент музыке «Led Zeppelin». В конце концов, музыка - такая штука: нравится или не нравится. Увы, большинство людей знакомы с «цеппелинами» по заезженной «Лестнице в небо». Если и вы относитесь к их числу, считайте, что потеряли полжизни. Но не все еще потеряно. 2-й альбом «Led Zeppelin». Рекомендую! А, впрочем, дело ваше...

В рознице «Led Zeppelin II» появился 22 октября 1969-го года. На тот момент их первый альбом добрался до 18-го места в хит-парадах. Диск дебютировал в списке альбомов под номером 199, на следующей неделе достиг 25-го места, ноябрь и декабрь пробыл на втором месте и к Новому Году возглавил список альбомов Америки, потеснив классическую «битловскую» «Abbey Road». «Led Zeppelin» были в ударе - они перещеголяли самих «The Beatles»!

«Whole Lotta Love» стала настоящим хитом. Американские радиостанции крутили вещь, но при хронометраже в пять с половиной минут она плохо вписывалась в формат. «Atlantic» настаивал на выпуске 3-минутной версии, без средней части. «Цеппелины» делать это наотрез отказались. Тогда некоторые станции самодеятельно изготовили укороченные версии, и фирма «Atlantic», несмотря на протесты участников группы, все-таки выпустили «сорокопятку» в таком виде. Но у себя на родине «Led Zeppelin» сумели настоять на своем, и такая пластинка в свет никогда не выходила...

Трэк-лист:

1. «Whole Lotta Love» (Page/Plant/Jones/Bonham) - 5:34.
2. «What Is And What Should Never Be» (Page/Plant) -4:44.
3. «The Lemon Song» (Page/Plant/Jones/Bonham) - 6:20.
4. «Thank You» (Page/Plant) - 3:50.
5. «Heartbreaker» (Page/Plant/Jones/Bonham) - 4:15.
6. «Living Loving Maid (She's Just A Woman)» (Page/Plant) - 2:40.
7. «Ramble On» (Page/Plant) - 4:35.
8. «Moby Dick» (Bonham/Jones/Page) - 4:25.
9. «Bring It On Home» (Page/Plant/Dixon) - 4:19.

Выходные данные:

Лейбл: «Atlantic Records».
Релиз: 22 октября, 1969.
Записан в период с января по август 1969-го в студиях «Olympic Studios» (Лондон), «A&R Studios» (Нью-Йорк), «Juggy Sound Studios» (Нью-Йорк), «Mayfair Studios» (Нью-Йорк), «Mystic Studios» (Лос-Анджелес), «Mirror Sound» (Лос-Анджелес), а также в Ванкувере (Британская Колумбия).
Продюсер: Jimmy Page.
Звукорежисcер: Edwin H. Kramer.
Администрирование: Peter Grant.
Дизайн обложки: David Juniper.

Jimmy Page: электрогитары, акустические гитары, педал-стил, бэк-вокалы.
Robert Plant: вокал, губная гармошка.
John Bonham: ударные, бэк-вокал.
John Paul Jones: бас-гитара, орган, бэк-вокал.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1945 родился Ян Гиллан
вокалист Deep Purple (до сих пор), один из лучших голосов в рок-музыке.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Музей
<<Сентябрь, 2003 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
 



  Музей

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.085 ~ c0.019 + m0.003 + b0.006 + s0.013 +u0.030