поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
27.01.2004 18:02
Андрей Гончаров
 
The JIMI HENDRIX EXPERIENCE "Are You Experienced?" 1967

Появление этого альбома в 1967-м году можно сравнить, пожалуй, со стихийным бедствием, которое раз и навсегда изменило рок-музыку, дав импульс к развитию невероятного количества стилей и направлений. «Are You Experienced?» стал одним из самых ярких событий нашего времени. Поражает также и количество звуковых эффектов, которое удалось записать постоянному хендриксовскому звукоинженеру Эдди Крамеру (Eddie Kramer) всего-навсего на 4-дорожечном магнитофоне (!).

И теперь, спустя несколько десятилетий, Хендрикс остается проРОКом, первосвященником гитаризма, а на «Experienced» ссылаются, как на Нагорную проповедь. Человек, услышавший его однажды, бросал все свои дела и бежал доставать предков, чтобы те купили ему электрогитару. В бесчисленных интервью с гитарными богами дня сегодняшнего - от Стиви Рэй Воэна (Stevie Ray Vaughan, R.I.P) и Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) до Пола Гилберта (Paul Gilbert) и Стива Вая (Steve Vai) - все в один голос говорят, что именно Хендрикс был тем самым парнем, который перевернул их жизнь, а альбом «Are You Experienced?» - первой дозой электрошоковой терапии, раскрывшей перед ними возможности гитары.

В чем феномен Джими? Что делает его музыку такой особенной? Ответ на этот вопрос невозможно получить ни с помощью теоретического анализа, ни с помощью дробления наследия Великого Гения на составные части. Его идеи неисчерпаемы, почерк неподражаем. Вот почему толпы последователей блекнут перед оригиналом. Конечно, технику Хендрикса можно повторить, но уровня энергетики - никогда. Для этого надо быть Хендриксом! Нет никакой связи между тем, что происходит у него в голове, и тем, что, в конечном счете, выходит из-под пальцев. Все это спонтанные всплески творческой индивидуальности, ведь Джими, по существу, был истинным блюзменом, который никогда не повторялся. Каждый раз он преподносил свою музыку по-новому. В зависимости от момента и состояния духа.

Альбом «Are You Experienced?» неоднозначен. Здесь отчужденность и психоделия («Purple Haze», «Manic Depression»), мистика («Are You Experienced?», «3rd Stone From The Sun»), изящные баллады («May This Be Love», «The Wind Cries Mary»), рок-н-ролльное озорство («Foxey Lady», «Fire»), традиционная 12-тактовая блюзовая геометрия («Red House»), традиционный R'n'B («Remember»)... Все эти песни - авторитетное свидетельство тому, ЧТО может сделать МУЗЫКАНТ со своим ИНСТРУМЕНТОМ! Это - эталон, на который равняются в мире рок-н-ролла!

...Джими Хендрикс (урожденный Джонни Аллен Хендрикс) появился на свет 27-го ноября 1942-го года в окружной больнице городп Сиэттл (США). Уже в юном возрасте начал увлекаться музыкой. Среди его кумиров - Би-Би Кинг (B.B.King), Мадди Уотерз (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howlin Wolf), Бадди Холли (Buddy Holly) и Роберт Джонсон (Robert Johnson). Первую акустическую гитару получил в подарок от отца летом 1958-го.

В 61-м Джими покидает родительский дом и вступает добровольцем в ряды вооруженных сил США. Однако военная эпопея длится недолго: во время прыжка с парашютом рядовой Хендрикс получает травму и отправляется на «дембель». На «гражданке», взяв творческий псевдоним Jimi James («Джими Джеймс»), работает сессионным музыкантом у Айка и Тины Тернер (Ike & Tina Turner), Сэма Куки (Sam Cooke), Isley Brothers, Литтл Ричарда (Little Richard) и многих других.

На протяжении последней половины 1965-го и первой половины 1966-го «Jimi James And The Blue Flames» концертирует в Гринчич Виллидж (район Нью-Йорка, один из тогдашних культурных центров страны). На одном из таких выступлений произошла встреча, ставшая началом звездного пути музыканта. Хендрикс знакомится с бывшим басистом The Animals Часом Чандлером (Chas Chandler), который к тому времени разуверился в коллегах по группе, сменил рокерский прикид на респектабельный костюм и решил начать собственное дело. Благо стартовый капитал и связи у него имелись. Чандлер был настолько пострясен игрой Джими, что предложил сходу контракт, по которому тот был должен переехать в рок-н-ролльную столицу Лондон, чтобы собрать новый состав.

По технике исполнения группа The Jimi Hendrix Experienced - типичный поп-проект: музыканты проходили кастинг, у начинания была «волосатая лапа»... Час Чандлер пытался любой ценой привлечь внимание паблисити к своим подопечным, делая ставку на ярком имидже и прочих визуальных элементах.

Место за ударной установкой занял Митч Митчелл (Mitch Mitchell), который ранее работал с группой Johny Kid And The Pirates, записывался с Riot Squad, играл в Tornades и добился успеха с составе Blue Flames. Сначала хотели пригласить барабанщика Айшли Данбара (Ishley Dunbar), но Митч взял техникой игры. Бас-гитаристом стал паренек по имени Ноэл Реддинг (Noel Redding), который откликнулся на объявление в «Melody Maker». Ноэл пришел на прослушивание с гитарой, но оказалось, что гитарист в группу не нужен. Его попросили подыграть на басу. Взяли инструменты и стали играть «Hey Joe». Когда Ноэл пришел на следующий день, Джими, как гласит легенда, удивился, что тот запомнил аккордовую последовательность.
- Парень, теперь у тебя есть работа! - обрадовали соискателя.

Серьезной проблемой было то, что никто из участников нового трио не решался петь. Джими пел в Нью-Йорке, но петь в Англии поначалу стеснялся, не считая себя вокалистом. В конце концов, Ноэлю и Митчу удалось его уломать, и Джими постепенно обрел уверенность, найдя баланс между голосом и гитарой. По поводу названия долго заморачиваться не стали - The Jimi Hendrix Experience (что-то вроде «Опыт Джими Хендрикса»). Троица с энтузиазмом смотрела в будущее, которое сулило массу приключений и готовила жизнь, полную творческих поисков!

Подготовив на скорую руку программу, Experienced оправляются на гастроли во Францию «на разогреве» у Джонни Холлидей (Johny Hollyday). А тем временем менеджер Час Чандлер ведет переговоры со звукозаписывающими компаниями. Первым откликнулся менеджер The Who Кит Ламберт (Kit Lambert). Он предложил услуги своей студии «Track». Записывались в несколько заходов в студиях Лондона, Гамбурга, Нью-Йорка и Стокгольма с октября 66-го по апрель 67-го.

Когда первая пластинка была готова, Час обратился на лейбл «Decca», но там только пожали плечами, мол, ничего такого особенного в этом не видим. И тогда Кит Ламберт предложил: «Если это надо продать, я готов сам этим заняться». В Америке проявила интерес небольшая компания «Reprise», ставшая позже частью империи «MCA».

По возвращению из Франции группа переживала не лучшие времена. Постоянной работы не было. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, Час Чандлер продает 5 бас-гитар из своей коллекции и устраивает прием для нужных людей. На нужных людей Джими произвел-таки впечатление, и владелец нескольких клубов пригласил его на «разогрев» к New Animals со ставкой 25 фунтов за концерт.

Слухи о негритосе-виртуозе и его представлениях, где звучала неслыханная доселе музыка и громились гитары, стали распространяться быстрее, чем весть о поступлении новых шмоток в соседский сэконд. После выпуска сингла «Hey Joe» 16-го декабря 1966-го New Musical Express напишет: «Этот молодой человек мог бы произвести в будущем сильное впечатление». А первая большая публикация о Джими Хендриксе появляется в авторитетном издании Ready Steady Go. Через несколько дней после Рождества на Джими в клуб «Bag Of Nails» собирается весь английский рок-бомонд!

7-го января 1967-го приходит первый успех. «Hey Joe» попадает на 48-е место в рейтингах «Melody Maker» и 4 февраля взбирается на 4-е. По горячим следам записывается второй сингл «Purple Haze». Он был издан 18-го марта, а к 25-му занял 4-ю строчку. Следующий хит-сингл - «Wind Cries Mary» - появился 13-го мая и 3-го июня оказался на 6-м месте в чартах «Melody Maker».

Альбом «Are You Experienced?» увидел свет в Англии 19-го мая 1967-го года, 3-го июня добрался до 5-го места в пластиночных рейтингах, 10-го июня - до 2-го и удерживался на этой позиции до 7-го октября. Только в год выхода продалось более полумиллиона копий!

По итогам опроса читателей журнала Melody Maker за 1967-й год, Experience были названы третьей «Лучшей группой Великобритании» (после «Битлов» и «Роллингов», ясное дело), Джими - «Лучшим музыкантом» (после Эрика Клэптона).

О КОМПОЗИЯХ С АЛЬБОМА

«Purple Haze»
Во вступлении гитара и бас играют интервал, который в музыкальной теории называют тритоном. Для фанатиков святой инквизиции это было ужасным проявлением diabolus in music (дьявольщины в музыке), а использование этих звуков преследовалось со всей строгостью инквизиционного времени. Играть так - все равно, что стучать в дверь к Сатане. Вряд ли Джими знал об этом. Верно одно: своей игрой он вполне мог бы навести шороха в преисподней! Его подбор нот и техника часто непредсказуемы, но конечная музыкальная цель всегда оправдывала средства.

Джими использует массу электронных эффектов, его гитара звучит просто ядовито! В этой связи стоит отметить сотрудничество с «электронным магом» Роджером Майером (Roger Mayer). Вместе они создали кучу гитарных эффектов, которые пользуются бешенной популярностью и по сей день.

«Purple Haze» стала визитной карточкой Джими, революционным гимном психоделического поколения. Хендрикса стали называть одним из столпов хипповой нарко-культуры, посчитав текст песни описанием галюциногенных trip'ов. А вот что по этому сказал сам музыкант в интервью журналу Univibes: «Это всего лишь фантазия, которую я связываю с прочитанным в одном научно-фантастическом журнале. Моему герою так нравится девушка, что он вообще уже не знает, на каком он свете. Своего рода помешательство, по-моему».

«Manic Depression»
Размер этой вещи - три четверти. У большинства он ассоциируется с легким вальсом: Вена, тетеньки в бальных платьях. Так было до тех пор, пока все не узнали Джими Хендрикса. Три четверти - это маятник настроений человека, подверженного маниакальной депрессии. В этой композиции, как в «Fire» и «Can You See Me», проявляется блестящий талант барабанщика Митча Митчелла.

«Hey Joe»
Единственная нехендриксовская вещь на альбоме, ставшая, по иронии судьбы, самой заезженной (по аналогии «Stairway To Heaven» у Led Zeppelin, «Smoke On The Water» у Deep Purple и «Yesterday» у The Beatles). Как говорил сам Хендрикс, именно благодаря «Hey Joe» он попал на легендарный фестиваль Монтерей и с триумфом вернулся в Штаты. Песню написал другой автор, - (Билли Робертс (Billy Roberts) - но Джими, благодаря гитарной пиротехнике и оригинальной аранжировке, сделал ее своей. Гитарный звук здесь без всяких искажений. Единственный едва уловимый эффект - небольшая ревербрация.

«Love Or Confusion»
В аккомпанементе Джими использует свой фирменный прием - «обратную связь» и вибрато рычагом. Драматизм песни нарастает, а соло превращается в мини-композицию в композиции.

«May This Be Love»
«Подводный» психоделический слайд на гитаре в интро плавно перетекает в композицию. В этой балладе Джими предстает в несколько необычном амплуа, когда на смену чувственному напору приходит легкая грусть. Соло - одно из лиричных у Джими. Коды, как таковой, нет. Ее можно определить лишь по хронометражу композиции.

«I Don`t Live Today»
Забавная вступительная фраза вводит нас в заблуждение относительно характера композиции: «Will I live tomorrow? Well, I just can't say. But I don't know for sure. I don't live today» (что-то вроде «Проснусь ли завтра утром? Не знаю. Не знаю точно, жив ли я сейчас»). Особенность этой песни - замечательное гитарное соло, напоминающее ситар.

«The Wind Cries Mary»
Трогательная и нежная композиция. Она может стать обзором по неповторимому стилю Джими игры, когда соло перекликается с аккордовой линией.

«Fire»
Шуточная песня с забойным риффом а-ля Уес Монтгомери (Wes Montgomery). «Fire» со своей уверенностью можно назвать первым хип-хопом.

«3d Stone From The Sun»
Научно-фантастический инструментал, в котором Джими рисует эфемерные картины звездного путешествия.

«Foxy Lady»
Еще один забойный номер с классическим риффом и бэк-вокалами, присутствие которых создает эффект чего нереального. Об этой песне Джими как-то сказал следующее: «У меня не получается сочинять веселые песни. «Foxy Lady» - единственная веселая песня, которую я написал. И, знаете, когда я взялся за нее, настроение у меня было не самое лучшее».

«Are You Experienced?»
Номер, который борцы за нравственность сочли «нарко-гимном». Звучание гитары в этой композиции помогает воссоздать иллюзию путешествия для посвященных. Эффект достигается путем проигрывания заранее записанной фонограммы в обратную сторону. Джими использовал все доступные ему технические средства, но его игра при этом никогда не была лишена эмоций. Возможно, это одна из причин того, что он остается одним из немногих музыкантов, способных проникать в самые потаенные закоулки человеческой души.

«Red House»
Блюзовый стандарт. В журнале «Guitar World» однажды была помещена транскрипция гитарной партии, не обнаруживающая ничего общего с нотами (в академическом понимании). Она напоминала, скорее, кардиограмму, отображающую пограничные состояния человеческого организма.

Трэк-лист (релиз в Великобритании - май 1967-го, «Track»):

1. «Foxy Lady».
2. «Manic Depression».
3. «Red House (version 1)».
4. «Can You See Me.
5. «Love Or Confusion».
6. «I Don't Live Today».
7. «May This Be Love».
8. «Fire».
9. «3rd Stone From The Sun».
10. «Remember».
11. «Are You Experienced?».

Трэк-лист (релиз в США - сентябрь 1967-го, «Reprise»):

1. «Purple Haze».
2. «Manic Depression».
3. «Hey Joe».
4. «Love or Confusion».
5. «May This Be Love».
6. «l Don't Live Today».
7. «The Wind Cries Mary».
8. «Fire».
9. «3rd Stone From The Sun».
10. «Foxey Lady».
11. «Are You Experienced?».

Продюсер: Час Чандлер.
Звукоинженер: Эдди Крамер.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1979 родился Дэниэл Джонс
вокалист и гитарист австралийского грандж-трио Silverchair.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Музей
<<Январь, 2004 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 



  Музей

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.082 ~ c0.018 + m0.004 + b0.005 + s0.010 +u0.030