поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
03.02.2008 20:17
Joy Tartaglia
 
LED ZEPPELIN "Led Zeppelin IV" 1971

Стена в лохмотьях обоев и на ней странная картинка: сгорбленный старик, несущий вязанку хвороста, - вот и все, что увидели поклонники Led Zeppelin на конверте новой студийной пластинки группы, четвертой по счету и, как показало время, первой по значимости в ее каталоге. "Мы решили, что специально уберем с обложки четвертого альбома название группы, и на конверте вообще не будет никаких надписей. Имена, названия и вся эта чепуха не имеют никакого значения", - так прокомментировал это историческое решение Джимми Пейдж, лид-гитарист, аранжировщик и сопродюсер диска "Led Zeppelin IV", над которым работал в тандеме с Питером Грантом.

Пейдж не прогадал, решив доказать, что Led Zeppelin являются по-настоящему "народной" группой: даже без каких-либо опознавательных меток альбом нашел свою дорогу к слушателю. Выпущенный 8 ноября 1971 года "Led Zeppelin IV" достиг "золотого" статуса уже только по предзаказам. Через три недели он добрался до 2-го места в американском чарте и оставался в Топ-200 на протяжении почти пяти лет. Ныне "Led Zeppelin IV" входит в четверку самых продаваемых альбомов в истории американской музиндустрии и является самой успешной пластинкой всех времен в жанре хард-рока.

...Снисходительное равнодушие, с которым большинство музыкальных критиков встретило третий альбом Led Zeppelin, очень не понравилось музыкантам. Хотя "Led Zeppelin III", изданный 5 октября 1970 года, благополучно возглавил американский (а заодно и британский) хит-парад, интерес к записи быстро угас (продажи альбома в Штатах на два с лишним десятилетия практически заморозились на полумиллионной отметке, и только через двадцать с лишним лет, в конце 1990 года, "Led Zeppelin III" получил свой первый платиновый сертификат, а затем на протяжении 90-х - еще пять). Ситуация сложилась малоприятная. Критики ехидничали, пресса смаковала истории о скандальных выходках музыкантов, об их любви к роскоши и прожигании жизни. Но какими бы их ни изображали, играть по коммерческим правилам они в принципе не собирались. Из этого противостояния всеобщим ожиданиям и экспериментаторского азарта и родился удивительный, амбициозный, загадочный четвертый альбом Led Zeppelin.

Рождался он относительно медленно. Основная студийная работа проходила с декабря 1970 по март 1971 года в Хэмпшире, Лондоне и Лос-Анджелесе. Загадки начинались уже с конверта. По задумке Пейджа, ни название пластинки, ни имя группы не должны были влиять на мнение покупателей. Только музыка. К музыке прилагались: четыре символа, которые каждый из участников придумал сам, картинка загадочного происхождения на первой обложке, изображение одной из карт Таро и текст песни "Stairway to Heaven" на развороте.

Несмотря на сопротивление выпускающего лейбла Atlantic Records, которому надо было как-то продвигать и продавать это безымянное произведение, музыканты настояли на своем. Рекорд-компании пришлось довольствоваться четырьмя малопонятными символами как единственной графической приметой альбома, пригодной для публикаций в прессе и чартах. Это был первый релиз в истории лейбла, выпущенный без привычных атрибутов. Неудивительно, что менеджмент Atlantic Records был от всей этой затеи, мягко говоря, не в восторге. Музыканты могут, конечно, сходить с ума, как им вздумается, но каждый продукт должен получить определенное наименование. В каталогах Atlantic Records пластинка фигурировала под именами "Four Symbols" и "The Fourth Album", кроме того, в ходу было еще несколько названий: "Untitled", "Runes", "Sticks", "Man with Sticks", "Four" и "ZoSo" (по первому символу, который был изображен на конверте). Самое распространенное название четвертого студийного альбома Led Zeppelin - "Led Zeppelin IV" или "Led Zeppelin - Four Symbols". По признанию же Джимми Пейджа, его следует называть "Led Zeppelin Four - Symbols".

Музыка действительно сделала свое дело, антикоммерческий ход группы оказался коммерчески выигрышным - конечно, в сочетании с великолепным музыкальным содержимым альбома. С момента выхода в свет пластинка продается со скоростью в среднем около миллиона штук в год, и сегодня ее тираж во всем мире составляет 37 миллионов экземпляров. Таким образом, в общемировом рейтинге "Led Zeppelin IV" занимает 11-е место, а в Соединенных Штатах, где альбом нашел 23 миллиона покупателей, входит в четверку бестселлеров. 
 
Все эти 37 миллионов человек наверняка пытались угадать, из каких исторических глубин вынырнул старик, согнувшийся под вязанкой хвороста и глядящий исподлобья, обживая первую обложку "Led Zeppelin IV". По разным версиям, картину безвестного автора купил на блошином рынке то ли Роберт Плант, то ли один из гастрольных менеджеров LZ. Ее прикрепили к стене полуразрушенного дома, сохранившую остатки обоев, и сняли этот фантасмагорический коллаж.

На внутреннем развороте пластинки слева на черном фоне изображена фигура Отшельника из колоды карт Таро. Справа - текст песни "Stairway to Heaven", набранный шрифтом, который Пейдж нашел в старинном журнале, издававшемся еще в начале 19 века. По его просьбе специально для релиза художники разработали целый алфавит.

Знаменитые четыре символа, делегированные лейблом в прессу и чарты, давно расшифрованы и разобраны на составляющие, хотя какой в точности смысл вкладывал в них каждый из музыкантов, установить до конца так и не удалось.  

Символ, придуманный гитаристом Джимми Пейджем, отдаленно напоминает слово "ZоSо". Первый знак, похожий на "Z", часто использовался в магических текстах для обозначения Сатурна, планеты, которая покровительствует зодиакальному знаку Козерога. А Пейдж родился именно под этим знаком. Вторая часть слова "oSo" напоминает алхимический символ Меркурия (или Гермеса Трисмегиста), у которого алхимики искали просветления и понимания. Что под всем этим подразумевал Джимми Пейдж, он так никому и не открыл, а сейчас, по его словам, уже не помнит.

Лид-вокалист Роберт Плант остановил свой выбор на символе, который связывают с египетской богиней Маат, олицетворяющей правду, справедливость, честность, а также - умение писать. Отсюда и перо, которое заключено в полный круг, символизирующий жизнь. Бас-гитарист Джон Пол Джонс предпочел символ, найденный в книге рун: круг, разделенный тремя миндалевидными фигурами. Он обозначает личность, обладающую знанием и верой.

Барабанщик Джон Бонэм тоже воспользовался подсказкой из книги рун. Ему понравились три пересекающихся круга, символизирующие единство матери, отца и ребенка. Похожи они и на схематическое изображение барабанов, если смотреть на них сверху. В христианстве этим знаком часто обозначают Троицу. А когда Бонэм увидел три таких же кружочка на банке любимого пива "Ballantine", он больше не сомневался в своем выборе.

Что бы ни стояло за этими знаками, музыка Led Zeppelin была больше и красноречивее любых символов. Мускулистый, драйвовый хард-рок в сочетании с мистическим английским фольклором, классический рок-н-ролл и динамичный блюз, мифология, религия, фэнтэзи и  оккультные знания - из союза этих элементов родился многогранный, полный театрального драматизма и апокалиптических интонаций, романтичный, увлекательный и просто красивый альбом. 

"Безымянный" Led Zeppelin открывался композицией "Black Dog", которая обязана своим названием черному лабрадору, бродившему вокруг да около лондонской студии, где проходили сессии, хотя к содержанию песни черный пес никакого отношения не имеет. "Black Dog" - история о поиске настоящей любви и неизбежных разочарованиях. Ведущий гитарный рифф придумал Джон Пол Джонс, которому захотелось написать блюзовую мелодию с повторяющейся басовой партией, причем такую, чтобы под нее нельзя было ни оттянуться, ни потанцевать. На такую мысль навел его экспериментальный психоделический блюзовый альбом Мадди Уотерса "Electric Mud". Вокал Роберт Плант записал со второй попытки. "Black Dog" - единственный сингл с четвертого альбома, изданный в паре с треком "Misty Mountain Hop".
 
Вторым номером на пластинке шел трек с простеньким названием "Rock and Roll", одна из самых известных песен в каталоге Led Zeppelin. Она построена на 12-тактовой блюзовой секвенции, самой популярной в рок-н-ролле. Идея родилась спонтанно - из студийного джема, затеянного музыкантами, когда они долго и безуспешно пытались дописать трек "Four Sticks". Этой заводной мелодией команда несколько лет открывала свои концерты, а после 1977 года обычно исполняла на бис.

"The Battle of Evermore" - композиция необычная во многих отношениях. Это единственный дуэт не только на альбоме, но и во всем каталоге LZ: Планту пронзительно подпевает Сэнди Денни (Sandy Denny), вокалистка английской фольк-команды Fairport Convention. Плант сам предложил разнообразить вокальную линию, взяв на себя роль основного рассказчика, а Сэнди предоставив перевоплотиться в городского глашатая. Оба блестяще справились со своей задачей. Баллада "The Battle of Evermore" интересна и ярким фольклорным колоритом, и акустической аранжировкой и, конечно, тем, что ведущий инструмент здесь - мандолина: сама эта поэтичная история родилась из экспериментальных джемов Пейджа на мандолине. В словах песни, написанных, как всегда, Плантом, можно отыскать немало аллюзий на роман Толкиена "Возвращение короля" из его из трилогии "Властелин колец". 

Тандемом Пейдж-Плант написана и самая знаменитая баллада Led Zeppelin "Stairway to Heaven", 8-минутная романтическая история о женщине, которая получала в жизни все, что хотела, ничего не отдавая взамен. "Жила-была женщина, которая считала, что все то золото, что блестит, и она купила лестницу в небо", - знаменитые вступительные строки, осенившие Планта вскоре после пожара в здании Headley Grange, в котором проходила запись. Когда-то в этом доме была богадельня, потом его перестроили и переоборудовали в студию звукозаписи, в которой записывались LZ, Genesis, Bad Company. В здании были и жилые комнаты, в которых музыканты иногда останавливались.

Слова песни родились на одном дыхании, готовый текст появился за пару часов. А вот музыка, написанная Джимми Пейджем, создавалась на протяжении нескольких месяцев. Вступительную гитарную каденцию Пейдж услышал в композиции "Taurus" группы Spirit (чьи концерты LZ открывали в 1968 году), а остальную партитуру компоновал из отдельных отрывков, записанных в моменты вдохновения на кассетный магнитофон, с которым он никогда не расставался. На вдохновение музыкант не жаловался: его гитарное соло, украсившее "Лестницу в небо", уже несколько десятилетий остается одним из лучших в рок-музыке 20 века.

Из-за хронометража композиция никогда не издавалась отдельным синглом, тем удивительнее ее популярность: к 2000-му году она прозвучала по радио свыше трех миллионов раз и остается одной из самых известных баллад, регулярно входящих в число лучших песен всех времен. Разумеется, редкий концерт LZ обходился без этого номера, припасенного обычно под занавес.

Есть своя логика и в том, что этот хит оказался и одним из самых скандальных. Слова песни, прослушанные в обратной перемотке, по мнению некоторых борцов за нравственность, якобы подтверждали причастность музыкантов к церкви сатанистов. В 1982 году один достаточно известный баптист взялся изобличать команду, разъясняя пастве по радио тайные козни последователей Сатаны. С его легкой руки энтузиасты расслышали в тексте Планта массу интересных признаний: "Here's to my sweet Satan", "Satan my evil spirit" и просто "My sweet Satan".
 
Вторую пластинку двухплиточника открывает мелодия "Misty Mountain Hop". За электрическим пианино, с которого начинается трек, сидел Джон Пол Джонс. Что касается партии ударных, то это одна из самых мощных студийных записей Бонэма. Сюжет песни подсказан столкновением музыкантов с полицейскими, которым почему-то не понравилось, что они прямо в парке курили марихуану. Герои отправляются в туманные горы ("где витает дух"), в чем многие усматривают намек на роман Толкиена "Хоббит".

"Four Sticks" - "Четыре палочки" - название, возникшее случайно и не связанное с сюжетом. Джону Бонэму долго не удавалась партия ударных в этом номере. В конце концов он взял четыре барабанных палочки, по две в каждую руку, и, работая с удвоенной интенсивностью, сыграл именно так как нужно. По словам Пейджа, композиция должна была звучать несколько абстрактно. Абстракция давалась нелегко: чередование риффов необычного размера - пять четвертей и шесть восьмых - оказалось делом трудным и долгим. После очередной неудачной попытки, Бонэм начал импровизировать "по мотивам" партии ударных в песне Литтл Ричарда (Little Richard) "Good Golly Miss Molly/Keep a Knockin". Из этих импровизаций, подхваченных Пейджем, и родилась композиция "Rock and Roll".
 
Акустическая мелодия "Going to California" оказалась своего рода альтернативой большей части альбома, решительно электрического. Эту песню Роберт Плант посвятил певице и композитору Джони Митчелл (Joni Mitchell), перед которой в свое время не смог устоять ни он, ни Джимми Пейдж. Пронзительной, витиеватой вокальной линии аккомпанируют акустическая гитара Пейджа и мандолина Джона Пола Джонса. 

Финальный номер "When the Levee Breaks" с первых тактов привлекал внимание необычным звучанием барабанов. Записывались они тоже не совсем обычно: ударную установку Джона Бонэма поместили в глубине лестничного колодца 3-этажного дома, а микрофоны опускали сверху в лестничный пролет.    

Да и появление этого номера - не совсем типичный случай для LZ. Фактически это песня Мемфиса Минни (Memphis Minnie) и Канзаса Джо Маккоя (Kansas Joe McCoy), чьи пластинки хранились в личной коллекции Планта. Музыкант плотно поработал над текстом, кое-что убрал, кое-что добавил, кое-что переписал, отредактировал мелодию, оркестровав ее рельефными ударными, драйвовыми гитарами и колоритной губной гармошкой. Каждую вокальную фразу Плант записывал отдельно, исполняя иначе, чем соседние, что придало композиции абсолютно сказочное звучание.

Вживую песня "When the Levee Breaks" исполнялась нечасто - всего несколько раз. Зато у команды было немало других концертных фаворитов, так что к середине 70-х практически весь сет группы состоял из одних хитов. Рок-фаны отлично это знали. Когда в 1973 году Led Zeppelin отправились в новое американское турне в поддержку пятого альбома "House of Holy", они установили несколько новых рекордов по посещаемости и прибыльности концертов. А рекорды эти принадлежали в основном их самым знаменитым соотечественникам - Beatles.

Грамотно сделанная и правильно установленная "Лестница в небо" помогла Led Zeppelin стремительно катапультироваться в музыкальную стратосферу. "Led Zeppelin IV" снял все вопросы о творческой кредитоспособности группы. В 1998-м году диск вошел в составленный журналом Q список величайших альбомов всех времен под 26-м номером, та же ситуация повторилась и по время нового опроса читателей издания четырьмя годами спустя. В 2001-м году в рейтинге 500-та лучших альбомов всех времен по версии Rollin Stone "Led Zeppelin IV" засветился на 66-м месте, а в 2006-м возглавил список ста лучших британских альбомов по итогам голосования читателей Classic Rock.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1963 родился Джарвис Кокер
вокалист популярной британской рок-группы Pulp.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Музей
<<Февраль, 2008 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829  
 



  Музей

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.085 ~ c0.018 + m0.004 + b0.005 + s0.008 +u0.034