поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
 
NUSRAT FATEH ALI KHAN : История

Пакистанский маэстро Нусрат Фатех Али Хан (Nusrat Fateh Ali Khan) родился в 1948 году, но его творчество уходит корнями в семисотлетнюю старину, к истокам музыки каввали (qawwali), выросшей из религиозных песнопений средневековых персов. Среди всех мусульманских течений только приверженцы суфизма придавали музыке совершенно особое значение, верили в ее сакральное происхождение и неразрывную связь с духовной жизнью. Мелодии каввали - скорее исключение в исламских религиозных традициях, не признававших музыки в принципе. Исключением в восточном мире стал и самый прославленный на Западе исполнитель каввали Нусрат Фатех Али Хан, познакомивший европейцев и американцев с экзотической музыкой, которая и сегодня сопровождает жителей Индии и Пакистана в важные минуты: мелодии каввали звучат на свадьбах, на праздниках по случаю рождения ребенка или начала изучения Корана. 

Родина Нусрата Фатеха Али Хана - Фейсалабад, город в Панджабской провинции Пакистана. Он родился 13 октября 1948 года в семье, которая, если верить семейным преданиям, на протяжении шести веков исполняла музыку каввали, которую ввели в обиход суфии, всегда поощрявшие медитацию, ритуальные танцы и песнопения. Суфийский поэт и музыкант 13 века Амир Хусрау (Amir Khusrau) говорил, что музыка - это огонь, который сжигает сердце и душу. Его духовный последователь Нусрат Фатех уже в 20 веке явился живым подтверждением этой мысли. По традиции, искусство каввали передается от отца старшему сыну. Однако учителем Нусрата был не столько отец, сколько дядя Мубарак Али Хан (Mubarak Ali Khan), вместе с которым он начал профессионально заниматься музыкой и пробовал делать первые студийные записи. Поначалу Нусрат и Мубарак довольно строго следовали канонам каввали, стремясь передать главное - ритмические особенности этой музыки, ее захватывающе быстрый темп, способный довести до экстаза.

С момента появления дебютной пластинки в 1973 году Нусрат Фатех, сначала в компании с дядей, а позднее уже самостоятельно, выпустил десятки песенных сборников, записанных в самых разных условиях и потому нередко сомнительного качества. Эти виниловые диски или кассетные альбомы, изданные лейблами всех мастей и национальностей, часто не датировались. В 70-е - 80-е годы, до настоящего международного дебюта музыканта, его альбомы выпускались многочисленными (в основном малоизвестными) звукозаписывающими компаниями Пакистана, Великобритании, Америки, Японии и Европы. Сегодня их трудно даже подсчитать (по-видимому, речь идет о 50 с лишним альбомах), а уж тем более расположить в хронологическом порядке. Можно только сказать, что пакистанский, а следом и индийский музыкальный рынок был переполнен записями Нусрата Фатеха Али Хана, пользовавшегося здесь огромной популярностью и неслучайно названного самой яркой звездой каввали - Shahen-Shah-e-Qawwali.

Этот "скромный" титул артист вынес в заглавие своего первого международного релиза. Пластинку "Shahen-Shah" опубликовала в 1998 году рекорд-компания знатока и ценителя world-music Питера Гэбриэла Real World, на которой лежит главная ответственность за то, что музыка Нусрата стала наконец достоянием меломанов за пределами Индии и Пакистана.

Однако первое знакомство западных слушателей с Нусратом Фатехом произошло гораздо раньше. Его дебют перед британской публикой состоялся в 1980 году в Бирмингеме. С тех пор почти каждый год музыкант возвращался в Великобританию с концертами. Нусрат Фатех стал желанным гостем на международных фольклорных фестивалях, с ним стремились познакомиться многие сильные мира сего, он с удовольствием играл как для мировых лидеров, так и для своих соотечественников, предоставлявших в его распоряжение даже священные места суфиев.

Те, кому хотя бы раз посчастливилось услышать его вдохновенные, экстатические импровизации на сцене, вряд ли смогут забыть встречу с этим артистом, виртуозно владевшим уникальной вокальной манерой. Его голос, казалось, поднимался до небесных высот, стремясь слиться с высшим божеством. Те же, кому увидеть и услышать его вживую не пришлось, могут поискать один из двух десятков концертных альбомов, записанных в Париже, Лондоне или Нью-Йорке, в Индии или родном Пакистане. 

Со временем отношение пакистанцев к его новейшим произведениям несколько изменилось - музыканта упрекали в слишком вызывающих новшествах, искажавших традиции каввали. "Традиции - это не мертвая догма, - отвечал на обвинения Нусрат Фатех. - Обязанность музыканта - делать музыку для своих современников". В заслугу артисту, однако, можно было поставить объединение людей разного вероисповедания, ведь его музыка была одинаково близка мусульманам, сикхам и приверженцам индуизма. 

Начиная с альбома 1990 года "Mustt Mustt" десятки студийных и концертных дисков артиста регулярно выходили в Америке и Европе. Музыку, представленную на "Mustt Mustt", еще можно рассматривать как продолжение древних суфийских традиций, дань уважения богатству и жизнеспособности суфийской культуры. Хотя появление синтезаторов могло уже насторожить пуристов каввали.

Следующие записи, пользовавшиеся все большей популярностью у западной публики (и благополучно отмечавшиеся в европейских и американских чартах), все меньше устраивали единоверцев и соотечественников музыканта. Сам он называл их "экспериментами" и прекрасно понимал, что они могут не понравиться многим его согражданам. "Эксперименты" затрагивали и состав инструментов, и характер аранжировок, и построение композиций. К примеру, на альбоме 1992 года "Devotional Songs" к классическому союзу голоса, фисгармонии и табла присоединяются гитара, мандолина и струнные. Аранжировки пестрят элементами этнических стилей с самой разной родословной, отсылая то к фламенко, то к кельтской музыке, то к греческому стилю бузуки.

Конечно, вводя современные инструменты и сочиняя вполне современные тексты, артист скорее мог рассчитывать на внимание европейцев и американцев. Нусрат Фатех выпускал ремиксы на свои композиции, делал записи, специально рассчитанные на молодежную аудиторию, причем не только западную. Даже у него на родине далеко не все молодые мусульмане знали о существовании каввали, этой оригинальной музыки суфиев.

Модернизировать звучание традиционных мелодий Нусрату неоднократно помогал канадский гитарист Майкл Брук (Michael Brook). Да и вообще, тот глубокий интерес, который необычная музыка Нусрата Фатеха вызывала у его западных коллег, охотно с ним работавших, сыграл не последнюю роль в популяризации его творчества. Совместные проекты и записи с Эдди Веддером (Eddie Vedder), Тимом Роббинсом (Tim Robbins), группой Massive Attack, Питером Гэбриелом (Peter Gabriel), работа над саундтреком к фильму "Последнее искушение Христа" повели за собой все новые и новые приглашения, новые гастрольные маршруты и новые записи.

В 1994 году, когда вышли два сборника суфийских мелодий "Pakistan: Vocal Art of Sufis", Нусрат Фатех Али Хан, уставший от бесконечных неавторизованных изданий своих альбомов, решил максимально взять под контроль как работу с лейблами, так и организацию концертов и студийных записей. Это не мешало ему, как и в более спокойные времена, один за другим выпускать новые диски, привлекая к продюсированию ведущих западных мастеров. В последние годы изредка в студии, а чаще на сцене вместе с артистом появлялся его племянник Рахат (Rahat). По суфийской традиции, искусство каввали должно передаваться от отца к сыну, но сыновей у Нусрата не было, и его учеником стал племянник, очень способный и трудолюбивый музыкант, впоследствии дебютировавший как сольный артист.

Последние студийные сессии пакистанского музыканта задокументированы на альбоме "Nusrat Fateh Ali Khan: The Final Studio Recordings". Под присмотром продюсера Рика Рубина (Rick Rubin) Нусрат закончил работу над альбомом за несколько недель до смерти, однако релиз этого двойного диска состоялся только в июле 2001 года.

Нусрат Фатех Али Хан ушел из жизни еще полным сил, 48-летним, в разгар славы и признания. Его сердце остановилось 16 августа 1997 года в Лондоне из-за осложнений, вызванных сахарным диабетом. Это никак не могло остановить издательскую машину, и после его смерти исправно работающую уже восьмой год. Ранние и неизданные записи, редкие треки и концертные материалы - эти многочисленные релизы не просто пополняют и без того перенасыщенный каталог артиста, но и открывают все новым поколениям меломанов Востока и Запада страстную, возвышенную, бессмертную музыку каввали.

Виктория Прокопович

<<< NUSRAT FATEH ALI KHAN

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1970 родилась Шэрон Корр
скрипачка популярной семейной ирландской группы The Corrs.

Архив новостей
<<Март, 2019 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте