поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
13.04.2011 18:12
Игорь Панасов
 
COREA & BURTON: Джаз на двоих

Пианист Чик Кориа и вибрафонист Гэри Бертон – музыканты, которым титул «легенда» подходит без натяжек и условностей. Почти ровесники (первому – 69, второму – 68), они уже почти полвека в джазе, и давно сняли все вопросы по поводу наличия у себя таланта и умения его проявлять. Двадцать с лишним наград «Грэмми» на двоих – этого хватит, чтобы заставить приличный чердак. Пять раз Кориа и Бертон добивались признания музыкальных академиков благодаря совместным проектам – с 1972 года, когда впервые пересеклись их пути-дороги, они успели много чего сделать в связке. Пять лет назад они впервые в истории выступали в Киеве. 7 апреля этого года джазовый супердесант высадился в наших краях во второй раз – во Дворце «Украина».

У Кориа и Бертона свежая программа, которую они обкатывают с февраля. И ее ключевая особенность – большая часть материала представляет собой не сочинения Кориа, а обработки чужих вещей, в том числе популярных песен вроде «Eleanor Rigby» Beatles и «Chega de Saudade» Антонио Карлоса Жобима. В ближайшее время Кориа обещает реализовать эти интерпретации в виде студийной записи, поэтому концерты для него и Бертона в данном случае носят характер ответственных публичных репетиций. Забегая вперед, заметим, что этот еще незаписанный диск уже стоит того, чтобы его ожидать. В чужой материал Кориа во время нынешнего тура аккуратно вплетает несколько собственных композиций, большая часть из которых знакома по последнему совместному диску Чика и Гэри – «The New Crystal Silence» (2008).

До их выхода на сцену казалось, что «Украина» - слишком массивная площадка для двух акустических инструментов. Уже через пару минут после старта стало ясно, что размерчик вполне подходящий: Кориа и Бертон способны без проблем «заполнить» своей музыкой огромный зал. В зависимости от характера материала, этот невидимый, но ощутимый объем достигается либо за счет эмоций, либо путем демонстрации гроссмейстерских исполнительских способностей. Эмоции – это, например, страстная, с фанковой пружиной «Native Sense», упомянутая выше классика босса-новы «Chega de Saudade» или настоянная на знойном испанском солнце «La Fiesta». Игра профессорскими мускулами – это вещи, которые презентуют Кориа и Бертона как монстров би-бопа: «Love Castle», «Bud Powell», «Hot House», «Can't We Be Friends?» (песня из мюзикла 1920-х годов, популярная в 50-е в исполнении Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга). В первом случае, захватывает с потрохами сама музыка, во втором – наблюдение за процессом ее волшебного рождения и короткой жизни. В обоих случаях есть все основания впасть в слушательскую эйфорию.

Игра Кориа и Бертона мало походит на обычное извлечение звуков из инструментов. Они не столChick Corea & Gary Burtonько играют, сколько общаются с фортепиано и вибрафоном, поэтому возникает иллюзия, что на сцене квартет: по эту сторону рампы такой обмен импульсами выглядит как теплая встреча четверки старых приятелей. Наслаждение гарантирует уже сам процесс наблюдения за этим смешанным полилогом: сложно остаться равнодушным, когда видишь со стороны такую дружескую идиллию. Показательной в этом плане является «La Fiesta», которую украшают два ударных праздничных соло: инструменты в руках Чика и Гэри будто говорят самостоятельными голосами, и их хозяева откликаются на эти голоса еще более самозабвенной игрой. В такие кульминационные минуты совершенно очевидно, что Кориа и Бертон не с нами – они от головы до пят в мире захватывающих гармоний, и нам остается только радоваться тому, что мы – свидетели их путешествий. Ни одной искусственной позы, никаких дешевых трюков на публику, ни миллиграмма фальши – эти американские друзья муз явно давно отлюбили себя в музыке, и теперь бесповоротно очарованы музыкой в себе.

Все это не мешает им в моменты коротких пауз между опусами оставаться хладнокровными и размеренными. Они с почти филармонической обстоятельностью по очереди объявляют каждую композицию, давая обстоятельные комментарии и рассыпаясь в комплиментах друг другу. Кстати, при том, что в глазах широкой публики Кориа имеет куда более громкое имя, в поведении самого дуэта нет и легкого намека на неравенство. Это пара равновеликих титанов, и Кориа считает для себя зазорным сидеть, когда Бертон объявляет очередной номер: Чик стоит, переминаясь с ноги на ногу, как пугливый студент в кабинете у ректора. Это нескрываемое и поразительное взаимное уважение друг к другу – отдельное блюдо их на концерте. Разумеется, и оно тоже помогает им играть в тандеме так, будто они неотделимые части одного звукового организма. При этом здесь и не пахнет никаким официозом – обстановка до мозга костей неформальна и регулярно подпитывается умеренными шутками. То Бертон взвешивает на невидимых весах, кто тяжелее – Кориа или Моцарт, или бросает вслед фотографам из СМИ, которых попросили удалиться из зала: «Ну вот, можно наслаждаться музыкой». То чудит уже сам Кориа: объявляет, что следующим номером будет пьеса Джона Колтрейна и включает ее на своем мобильном, поднося к микрофону. Или заявляет перед «Eleanor Rigby»: «А теперь мы сыграем вот это», - и разворачивает партитуру, которая оказывается длиной с приличную простыню.

Эта битловская песня стала одной из главных интриг всего концерта. Тут такая подоплека: Кориа никогда не скрывал своего равнодушия к творчеству Леннона-Маккартни и не считался поклонником ливерпульской четверки. Однако год-полтора назад один из его друзей-битломанов (к слову, это известный банджоист Бела Флек) заставил Чика внимательнее познакомиться с записями Beatles. Эффект был достигнут – Кориа признал, что эта музыка ему небезынтересна, и следствием этой метаморфозы стало включение «Eleanor Rigby» в программу. Бертон, в свою очередь, с середины 60-х неровно дышит к «битлам». Что эти двое сделали со знаменитой песней и как упоительно и нежно раскачали ее на свинговых качелях, уже можно посмотреть на Youtube. Остается только напомнить о будущем диске Кориа и Бертона – там это наверняка будет один из козырных номеров.

Сет-лист киевского концерта:

1. Love Castle
2. Native Sense
3. Can't We Be Friends (by Kay Swift)
4. Chega de Saudade (by Antonio Carlos Jobim)
5. My Ship (by Kurt Weill)
6. Mozart Goes Dancing
7. Bud Powell
8. Brasilia
9. Eleanor Rigby (by Lennon/McCartney)
10. Strange Meadowlark (by Dave Brubeck)
11. Hot House (by Tadd Dameron)
Бис:
12. La Fiesta.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1959 родился Перри Фаррелл
основатель и вокалист Jane's Addiction, организатор фестиваля Lollapalooza.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Концерты
<<Апрель, 2011 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 



  Концерты

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.081 ~ c0.018 + m0.003 + b0.004 + s0.012 +u0.025