поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
22.06.2011 19:14
Игорь Панасов
 
Carlos SANTANA: Просто crazy

О приезде далеко не каждого артиста в возрасте за 60 можно сказать: «Лучше позже, чем никогда». Многие, попадая в сети, расставленные неумолимым временем, теряют вкус, запах и цвет – о таких поневоле думается только в прошедшем времени. Но не о Карлосе Сантане. Мексиканский американец, чью безумную гитару слышали еще сотни тысяч человек на «Вудстоке-1969», по-прежнему в приличной форме и может дать фору иным молодым. Ожидалось, что концерт маэстро в Киеве 19 июня станет сеансом демонстрации несгибаемой бодрости музыкального духа. Сантана сделал все, чтобы эти ожидания оказались бледной тенью в сравнении с реальностью.

Ветеран гитары собирался в свое очередное европейское турне (оно стартовало буквально в середине июня в Хельсинки), пребывая в состоянии человека, которому сделали основательный апгрейд. Прошлый год обозначился двумя ключевыми вехами в его жизни. Во-первых, он второй раз в жизни женился – его избранницей стала чернокожая барабанщица Синди Блэкмен. Во-вторых, музыканту наконец-то удалось реализовать многолетнюю мечту – выпустить альбом кавер-версий любимых классических рок-хитов. Диск «Guitar Heaven», куда вошли вольные трактовки программных вещей AC/DC, Doors, Cream, Джими Хендрикса, Deep Purple, Beatles, RHCP и других (спетые Крисом Корнеллом, Честером Беннигтоном, Джо Кокером и пр.), показал, что Сантана все еще в строю, а его соло густы, изобретательны и пластичны. Если кому-то упоминание о женитьбе кажется излишним, нам есть что на это ответить. Но – чуть ниже.

Слава Карлоса Сантаны держится на двух китах: виртуозном латин-джаз-роке, который он играл в 70-е, и поп-хитах, которые он штампует последние двенадцать лет, со времени выхода альбома «Supernatural». Не меньше половины зрителей в зал привели такие песни, как «Smooth» и «Maria, Maria», и вряд ли они имели хоть какое-то представление о том, что вытворял Карлос, пока оставался поджарым молодцем с мушкетерской бородкой. Видимо, этим объяснялось оцепенение, сковавшее аудиторию Дворца «Украина», когда Сантана и его оруженосцы начали исполнять интро. Пролог к шоу носит туманное название «Spark Of The Divine / Sun Ra» и представляет собой пять минут форменного хаоса. В процессе нагромождения звуков главный герой вечера выбрасывает указательный палец в сторону то одних, то других музыкантов, имитируя работу дирижера – подчиненные внемлют указаниям босса. Так было в других городах, так все происходило и в Киеве. Не исключено, что некоторые обитатели партера за эти несколько минут успели пожалеть о потраченных на билет тысячах гривен.

В выходке Сантаны было столько детского озорства и обаятельной бесцеремонности, что вопрос о том, кто здесь хозяин, отпал сам собой. Было ясно, что он будет делать с публикой все, что захочет, как захочет и сколько захочет. Следом за вступлением грянула «Back In Black», перелопаченная ровно настолько, чтобы испытывать на прочность терпение поклонников AC/DC: все-таки хип-хоп-вокал в таком контексте – это вызов. Кстати, с появлением двух запевал на сцене окончательно обрисовался состав свиты: барабанщик, перкуссионист, еще один человек, совмещающих в себе функции первых двух, клавишные, гитара, бас, двое духовиков (труба и тромбон) и парочка поющих.

Сантана, похоже, решил, что для начала потрясений хватит и принялся перетряхивать уже свои хиты. Сначала пошла «Black Magic Woman», упакованная между двумя плотными джаз-роковыми номерами – точь-в-точь как в эпохальном для Карлоса альбоме «Abraxas» 1970 года, а следом, в соответствии с тем же трек-листом, была запущена «Oye Como Va». Концерт перешел в чинное, неспешное русло, и очень логично выглядел при таких раскладах пакет шлягеров позднего периода – «Maria, Maria», «Foo Foo», «Corazon Espinado». Подогреваемые выкриками солистов «stand up» и «jump», зрители начали понемногу раскрепощаться и заполнять проходы Дворца «Украина», нарушая респектабельную обстановку и вводя в состояние легкой паники охрану. Казалось, еще чуть-чуть, и вечер необратимо перетечет в латин-поп-пати. Но тут появилась Синди Блэкмен.

Карлос не без явного удовольствия представил супругу, которая заменила за установкой ударника. Финиш «Corazon Espinado» плавно и незаметно перетек в затяжное драм-соло Блэкмен, которая минут пять обстукивала барабаны с двужильным упорством и рвением, демонстрируя отменную джазовую школу. Вид женщины, занятой работой, которая чаще всего ложится на мужские плечи, какое-то время завораживал танцевавших до этого зрителей, но потом уверенно начал вгонять их в ступор. Как двигаться под рубленый барабанный ритм, было совершенно неясно. Самые стойкие дождались конца импровизации, поаплодировали трогательной сцене объятий с поцелуем, которую учинили Карлос и Синди, но, заслышав первые аккорды «Jingo», вяло принялись разбредаться по местам. Так ломать кайф своим слушателям – для этого надо иметь немалое артистическое мужество и внутреннюю свободу.

Как раз о свободе Сантана говорил больше всего в своем развернутом спиче, который последовал за «Jingo». О том, что никто в мире не способен заставить нас думать, как угодно кому-то, или поступать, или любить – в общем, жить. В сочетании с белым костюмом и такого же цвета шляпой Карлоса этот монолог смотрелся как проповедь миссионера, только что сошедшего с большого роскошного корабля на берег, где живут туземцы. Лирическое отступление продолжилось не менее душещипательным исполнением «Europa (Earth’s Cry Heaven’s Smile)» - одной из самых узнаваемых и романтических пьес Сантаны, без которой не обходятся, как правило, все его сборники. Казалось, сейчас будет реанимирована танцевальная вечеринка и все вернутся к своим баранам. Не тут-то было.

Он обратился к истокам – пространному латин-джазовому полотну 1971 года «No One To Depend On», в процессеCarlos Santana исполнения которого выдал такое звериное соло, словно хотел вышибить из гитары весь дух. А дальше началось то, в чем не было никаких признаков режиссуры или домашней заготовки: Сантана с видом отрешенного от окружающего мира мечтателя принялся наигрывать блюзовые вариации. Группа поддержала – не сразу, как-то с опаской, но со все нарастающей уверенностью. Бросив играть, он под негромкий аккомпанемент ритм-секции приступил ко второй части проповеди. Сказал, что «не поможет нам ни далай-лама, ни Майкл Джексон, а надо смотреть на птиц и облака». Сообщил, что этот блюзовый джем посвящает Кларенсу Клеменсу (саксофонист, известный, прежде всего, по работе с Брюсом Спрингстином), который умер за день до концерта. Объяснил, как важно быть сумасшедшим: «Джон Леннон был сумасшедшим, Чарли Паркер был сумасшедшим, Боб Марли тоже, и Джон Колтрейн. Вы – сумасшедшие. Я – сумасшедший». Слово «crazy» он произнес раз десять. Из уст какого-нибудь другого человека такие рулады могли звучать как навязчивый бред, но проговоренные бархатным и абсолютно спокойным голосом Сантаны они выглядели, как откровение.

После этого концерт превратился в поток музыкального сознания: темы сменяли одна другую почти без пауз, и разделять их можно было только весьма условно. Аранжировки приобрели оптимально-джазовый вид – у импровизаций не было видно ни конца, ни края, «Smooth» играли, кажется, минут пятнадцать. Карлос только еще раз прервался, чтобы добавить несколько слов о самом главном. Он попросил оператора с видеокамерой, который снимал на протяжении всего шоу, подойти к сидящему в первом ряду мальчику лет десяти и показать его крупным планом. Живая картинка тут же была транслирована на экран, висящий на заднике, – в кадре появилось ясное, лучезарное и совершенно ангельское лицо ребенка. «Посмотрите, в нем свет и любовь. Свет и любовь. В вас – свет и любовь. Во мне – свет и любовь. Мы можем быть такими же, как он», - сказал Сантана. Поразительная вещь – в этом зомбировании позитивными установками не было ни грамма пошлости, свойственной бесконечно вопящим о любви эстрадным звездам. В детском лице читалось именно то, о чем говорил Сантана, и, вообще, это было неординарным поступком – рассмотреть такие глаза со сцены в разгар выступления. Было очевидно, что Карлос дал волю эмоциям, и перед тобой происходит что-то разовое, незапланированное и предельно настоящее. Когда закончилась «Dame Tu Amor», хронометраж концерта уже перевалил далеко за два часа. В такой ситуации просить бис было даже неприлично, но, удалившись с группой на пару минут за кулисы, он все-таки вернулся – под овации зала.

На экране запустили видеозапись его выступления на Вудстоке в 1969-м – знаменитое исполнение «Soul Sacrifice» (ссылка), которое считается одним из самых эмоциональных действ легендарного фестиваля. Запись, разумеется, шла без звука – просто потому, что «Soul Sacrifice» играли в это время на сцене. Сантана эту комбинацию прошлого и настоящего называет «Woodstock chant». На десерт было выдано пространное попурри, финалом которого стало дотошное представление каждого участника бэнда – презентация длилась не меньше десяти минут. В это время к выходам уже тянулись потоки обессиленных зрителей – далеко не все были готовы к почти трехчасовому марафону радости, подаренному этим неугомонным 63-летним человеком в белом, рядом с которым даже гитары выглядят абсолютно счастливыми.

Сет-лист киевского концерта Карлоса Сантаны:

1. Spark Of The Divine / Sun Ra
2. Back In Black (AC/DC cover)
3. Singing Winds, Crying Beasts / Black Magic Woman / Gypsy Queen
4. Oye Como Va
5. Maria Maria
6. Foo Foo
7. Corazon Espinado
8. Jingo
9. Europa (Earth’s Cry Heaven’s Smile)
10. Batuka / No One To Depend On
11. Carlos blues jam (dedicated to Clarens Clemons)
12. Make Somebody Happy / Right On
13. Evil Ways / A Love Supreme
14. Sunshine Of Your Love (Cream cover)
15. Smooth / Dame Tu Amor
Бис:
16. Soul Sacrifice
17. Bridegroom / Into The Night / Love, Peace & Happiness / Freedom.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1953 родился Андрей Макаревич
музыкант и архитектор, кулинар и телезвезда: талантливый человек - талантлив во всем!
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Концерты
<<Июнь, 2011 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
 



  Концерты

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.076 ~ c0.018 + m0.004 + b0.004 + s0.008 +u0.025