поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
08.10.2011 18:44
Игорь Панасов
 
ОКЕАН ЕЛЬЗИ: В скрипичном ключе

В начале июля лидер «Океана Ельзи» Святослав Вакарчук был замечен на симфо-концерте Стинга в киевском Дворце спорта. Тогда показалось, что он прислушивается не только к формату «группа + оркестр», но и к залу, в котором это звучит. Однако к августу выяснилось, что предстоящее симфо-шоу «Океана» примет все-таки другой дворец - «Украина». Выбор «качества» в ущерб масштабности оказался спорным и последствия не заставили себя долго ждать: все билеты на 6 октября были сметены в один момент. Дабы спасти ситуацию, срочно назначили дополнительное выступление днем позже на том же месте и в тот же час. Тем, кто пришел таки на первое представление, от этого удобнее не стало: ютились не в обиде, конечно, но в ощутимой тесноте. Бонуса в виде пары сотен доставленных стульев не хватило – вдоль стен все равно жались стоячие зрители.

Вакарчук в ходе концерта сначала отшутится, что после многих выступлений на огромных площадках «Украина» - такой себе камерный междусобойчик. А позже откровенно посетует, что не был зарезервирован Дворец спорта (помимо площади, его чисто акустическое превосходство над «Украиной» все же налицо). К этому моменту подавляющему большинству собравшихся будет уже откровенно плевать, где они находятся и где могли бы быть – песни «Океана» сделают свое привычное околдовывающее дело.

Переигрывания поп-рок-артистами своего старого материала с оркестрами, которые в последние лет пятнадцать превратились в модную тенденцию, имеют противоречивую репутацию. В меломанской среде нередко реагируют на такие акции как на симптомы творческого бессилия и застоя. К счастью, совместное музицирование «Океана» и оркестра Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества, пардон за тавтологию, – не из этой оперы. Внимательное двухчасовое аудирование убедило, что это самостоятельное действо, не похожее ни на один «обычный» концерт Вакарчука и команды. Россияне поняли это первыми на десять дней раньше, когда «ОЕ» триумфально отгремели в Кремле.

Только в этом формате можно было услышать знакомые песни такими, какими еще никогда их не слышали – вообще, или хотя бы живьем. «Дiвчина з iншого життя» с захватывающей полифонической концовкой, где гитара Петра Чернявского переговаривается с оркестром. Воодушевляющий гимн «Вiльний», который обрел на сцене трехкратный объем в сравнении с собой альбомным, хотя и в записи струнные имеются. «Холодно» же теперь и вовсе сложно представить без симфо-дополнений – эта песня пережила второе рождение.

Главное, что бросилось в глаза – нетривиальность подхода к построению программы. Оркестр не служил к каждой бочке затычкой, то есть не клеился непременно к каждому номеру только потому, что находился на сцене. «Ти собi сама», «Вiдчуваю», «Бiльше для нас» были исполнены при гробовом молчании альтов, виолончелей и прочего академического хозяйства. Было заметно, как ловко клавишник Милош Елич, отвечавший за подбор большей части материала и курировавший оркестровые аранжировки, избегал формализма. К каким-то песням («Коко Шанель», например) совсем ничего не стоило добавлять, а где-то потребовалась фанковая духовая секция («Isn’t It Сон», упомянутая «Вiдчуваю»). На первый взгляд может показаться, что «Океан» где-то поленился и не придумал, как пристроить оркестрантов к звучанию группы. Но едва ли это так: просто оркестр вступал именно там, где он особенно был уместен, и не делал этого просто ради отбывания номера.

Это позволило выйти за рамки шаблона «группа + оркестр» и построить эксклюзивную драматургию. После аккуратной раскачки, поступательно разогрев себя и зал, Вакарчук принялся сначала чередовать лирику и зычные вещи – «Вiльний» и «Susy», «Iкони не плачуть» и «Ти собi сама». Когда аудитория пришла в тонус, при участии духовиков была отыграна ударная обойма («Isn’t It Сон», «Вiдчуваю», «Бiльше для нас»). Потом снова уход в синусоидный ритм – «Без бою» (припев, разумеется, был спет с залом) и «Холодно», «Коко Шанель» и «Сонце с╕да╓». И под занавес – тяжелая дискотечная артиллерия в лице «911» и «Зелен╕ оч╕». Вся эта диаграмма напоминала хорошо спланированный боксерский поединок одного из братьев Кличко – тут работа джебом, тут проходит двойка ударов, тут тройка. Стоит ли удивляться, что в итоге зрители оказались от счастья в глубоком нокауте.

Единственная претензия, которую можно предъявить музыкантам, касается содержимого сет-листа. При отборе были исключены почти все (осталась только «Вулиця»; ее исполнение, кстати, Вакарчук посвятил умершему накануне Стиву Джобсу) песни с остросоциальным зарядом. А ведь в большинстве альбомов «Океана» есть как минимум одна такая, причем в последнем, «Dolce Vita», их целых две (заглавная и «Ордени»), и это сильные места пластинки. «Коли тобi важко», «Фiалки» - без секции из таких песен любая самопрезентация «ОЕ» выглядит неполной. Похоже, эмоциональная ставка при селекции материала была сделана на лирику и хиты для ног. Впрочем, бог с ней, с остросоциальностью. Куда сложнее понять, как можно было обойти стороной «Небо над Днiпром» - самую искреннюю и щемящую песню о Родине, которая когда-либо пелась в Украине с большой сцены. Песню, которая стоит дороже, чем тысячи часов разговоров о патриотизме. Несложно представить себе, насколько пронзительно она могла бы прозвучать с оркестром.

Впрочем, тем же бесценным патриотическим весом обладает уникальное вступление к обеим частям «Друга». В качестве прелюдии Вакарчук под почти бесшумный аккомпанемент, едва не акапельно, тянул мантру, явно вдохновленную гуцульским фолком. Этот магический сеанс этно-эмбиента в полумраке – то, ради чего одного, может, и стоило все затевать. За эти три минуты в зале успели прошелестеть карпатские леса и отголосить беззвучные трембиты. Это было спето не просто сердцем, а какой-то более тонкой субстанцией. И самое главное, было понятно: так мог спеть только человек, вскормленный этой землей. По сравнению с таким деликатесом меркнут даже другие вкусности – роскошное вступление к «Холодно» с виртуозной акустикой Чернявского и сыгранная в урезанном вдвое темпе кода «911», под которую Вакарчук начал понемногу прощаться, показывая, что пора и честь знать. Это не отменяло того, что три биса были подготовлены заранее – «ОЕ» сыграл все, что и в Кремле, плюс четыре песни.

Когда артист выпускает сборник, делает концертную запись старого материала или устраивает такие вот перезагрузки с оркестром, он напрашивается на обобщения и отмашки на очередном промежуточном финише. Сложно избежать искушения и не отметить: «ОЕ» на сегодня нет равных в стране по широте охвата аудитории, вряд ли кто-то еще у нас соберет пятитысячный зал при ценах на билеты (от 250 грн. до полутора тысяч), за которые в Украине принято продавать шоу заграничных артистов. Но это так, формальности. А если по сути, то на отечественном стадионном уровне это единственный исполнитель, который имеет смелость в порцию увеселительных сладостей добавлять изрядную долю интеллектуальной горечи, развлекать и одновременно ставить неприятные вопросы, не боясь при этом быть не понятым и отвергнутым. В стране победившего гопака такое поведение, как минимум, вызывает уважение, как максимум, похоже на маленький подвиг.

Сет-лист киевского концерта (6 октября):

1. Перша п╕сня
2. Мало мен╕
3. Дiвчина з iншого життя
4. Вiльний
5. Susy
6. Не можу без тебе
7. Iкони не плачуть
8. Ти собi сама
9. Вiддам
10. Друг (ч. 1 и ч.2)
11. Isn’t It Сон
12. Вiдчуваю
13. Бiльше для нас
14. Ой, чий то кiнь сто╖ть
15. Без бою
16. Холодно
17. Коко Шанель
18. Сонце с╕да╓
19. Зелен╕ оч╕
20. 911
21. Вулиця

Бис 1:
22. Дякую
23. Я так хочу

Бис 2:
24. Не питай

Бис 3:
25. В╕дпусти
26. Той день.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1926 родился Чак Берри
известный скандалист, но не это главное. Чак был одним из первых музыкантов, начавших играть рок-к-ролл.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Концерты
<<Октябрь, 2011 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
 



  Концерты

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.078 ~ c0.019 + m0.003 + b0.005 + s0.012 +u0.024