поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
21.10.2011 22:56
Елена Полякова
 
JEAN MICHEL JARRE: Визит волшебника

Киев уже давно не удивить концертами звезд мирового уровня, но визит Жана-Мишеля Жарра – это событие нетривиальное. 14 октября прославленный французский композитор впервые приехал в Украину, чтобы представить здесь свое «космическое» световое шоу, известное на весь мир. И если раньше нам приходилось довольствоваться его концертными видео на ютубе, от которых захватывало дух, то в этот день пришло время самим сделать такие видео – причем по просьбе самого маэстро. Но обо всем по порядку.

Концерт во Дворце Спорта начался с часовым опозданием. Об этом можно было бы и не упоминать, но придется – до тех пор, пока у нас концерты не станут начинаться согласно времени на афишах. Казалось бы, аудитория Жан-Мишеля Жарра поистине огромна, его музыка знакома всем и каждому, а его знаменитые шоу будоражат фантазию: а как оно будет на самом деле? Более того, почему-то именно на постсоветском пространстве популярность Жарра всегда была и продолжает оставаться колоссальной. И вот маэстро впервые приезжает в Киев и видит ... полупустой зал: по огромному пространству Дворца рассыпались от силы пара-тройка тысяч человек. «Хорошо бы, чтобы в зале было темно, и он бы не увидел как мало здесь людей», – мелькает мысль. Но он видел. И до концерта – видимо, смеха ради – выложил на своем фейсбуке фотографию пустого зала, сделанную в 19:30, где маленькая кучка зрителей стоит, скучая, у ограждения, отделяющего партер от фан-зоны.

А ведь моменты триумфа француза – это не покрытое пылью прошлое, а очень даже настоящее! В июле Жан-Мишель Жарр сделал шикарное, поражающее своими масштабами шоу в честь свадьбы принца Монако. И это не говоря уже о том, что именно Жарру принадлежат целых четыре (!) мировых рекорда по количеству зрителей на его концертах. (Среди них и грандиозный концерт в Москве в 1997 году, на котором по данным московских властей присутствовало около 3,5 миллионов человек; такого скопления народа в Москве не было со времен похорон Сталина в 1953 году).

Но здесь, в Киеве 2011-го, немногочисленные зрители ежатся от холода, хоть и остаются в верхней одежде, ерзают на холодных сидениях, и в предвкушении разглядывают сцену, загроможденную аппаратурой. Накануне Жан-Мишель как раз рассказывал на пресс-конференции, что он привел в Украину дюжину трейлеров с оборудованием, где одних только различных синтезаторов 70 штук, а многочисленные световые и лазерные установки будет обслуживать техническая команда из 38 человек! «Где бы ни проходил мой концерт – у египетских пирамид, в Хьюстоне, в Париже или Китае, я всегда пытаюсь связать музыку и архитектуру места, где происходит событие, – отметил Жарр в общении с журналистами. – То же самое – со световой композицией. Это как спектакль. Сейчас у нас тур по закрытым залам, но принцип остается тот же: площадки не похожи друг на друга, они не повторяются, и поэтому каждое шоу для меня уникально».

«Я очень рад быть здесь» – вдруг произносит человек со сцены, снимая оцепенение зала. Он небольшого роста, на нем блестящая черная рубаха, черные джинсы и кеды. У него совершенно не поддающийся определению возраст (на самом деле - 63 года, во что невозможно поверить) и взлохмаченные волосы. Жан-Мишель Жарр из тех артистов, чья музыка опережает по популярности их имидж. Сначала ничего особенного не происходит, но вдруг знакомая сцена Дворца Спорта преображается: за спиной музыкантов оживает огромный экран, откуда-то сверху опускаются лазерные установки и начинается шоу. Композиции стремительно сменяют друг друга — да, они без слов, и им нельзя подпевать, но к ним можно «нарисовать» собственную картинку у себя в голове, и слова не станут рамкой для фантазии слушателя. Вместо рифмованного текста Жарр предлагает нам «живую», постоянно изменяющуюся видеоинсталляцию. Изображение на экране и движение лазеров четко синхронизировано с каждым звуком, на сцене установлено несколько камер, и мы можем наблюдать за музыкантами на экране из самого эпицентра событий! Но интереснее всего наблюдать за происходящим на сцене «глазами» самого Жан-Мишеля – и мы можем это делать с помощью камеры на его очках, которая передает изображение на большой экран.

Еще на пресс-конференции Жарр объяснял, что шоу построено таким образом, чтобы в него были вовлечены не только зрители у сцены, но и те, кто находится на противоположном конце зала. И это действительно так: представление смотрелось впечатляюще с любой точки. Лазерные лучи вырываются из установок по бокам сцены,Jean Michel Jarre in Kiev окрашивая клубящийся дым в разные цвета, и чертят фигуры на потолке. Люди теряются, не зная куда смотреть – то ли на сцену, то ли на экран, то ли на потолок.

Сам Жан-Мишель напоминает заправского иллюзиониста: всех восхищает то, ЧТО он делает, но мало кто понимает КАК. Музыкант перемещается от одного странно агрегата, установленного на сцене, к другому, постоянно подкручивает какие-то ручки, играет то на одном синтезаторе, то на другом, извлекая совершенно невероятные звуки. При этом не забывает все время подбадривать зрителей, подпрыгивать и собственным примером напоминать, что неплохо было бы и поаплодировать.

Музыка Жан-Мишеля Жарра на удивление гибка. Ну где еще можно найти исполнителя, который в рамках одного концерта может звучать так по-разному? Здесь вам и нечто, напоминающее советскую дискотеку, и сложный электронный нойз, и вечеринка на Ибице, и иллюзия игры целого оркестра, и легкомысленные поп-ритмы, и зловеще-монументальный рок-саунд, и хоровое пение... Одни только шикарные соло на синтезаторе, звучащем как электрогитара, чего стоят – такие запилы на зависть самому Слэшу!

Но, как и у любого мага, у мсье Жарра есть свой коронный номер. И это, без сомнения, игра на лазерной арфе. Вот он надевает очки и специальные асбестовые перчатки, нажимает на педаль – и перед ним выстреливают вверх десять лазерных лучей зеленого цвета, раскрываясь, словно веер. Касаясь их, музыкант получает необходимое звучание – всем же зрителям остается только восхищенно выдыхать и задаваться вопросом о том, как же он это делает.

На самом деле лазерная арфа — это не ожившая фантастика. Прототип этого необычного музыкального инструмента был разработан французом Бернардом Шайнером еще в 1979 году. Жарр впервые использовал арфу на концерте в Китае в 1981 году, хотя тогда она еще находилась в стадии разработки. Позже инженер Филипп Гуерр внес в устройство инструмента и его программное обеспечение радикальные изменения. Его лазерная арфа была сконструирована из лазера и вращающегося зеркала, которое отражало лучи в разных направлениях, а фотоэлектрические датчики определяли, где именно на пути лазерного луча встало препятствие. Когда Жарр перемещает руки вверх или вниз, тон ноты изменяется. Как только он убирает руку с луча, воспроизведение ноты прекращается. А большие серебристые перчатки, которые музыкант надевает во время игры на лазерной арфе, не что иное как средство безопасности. Они, как и очки, защищают его от лазерных лучей.

В магическом представлении Жан-Мишеля Жарра есть еще один интересный номер – игра на терменвоксе. Для непосвященного зрителя выглядит это весьма впечатляюще – музыкант извлекает какие-то странные звуки из предмета, смахивающего на тумбочку, при этом даже не касаясь его! Терменвокс – это первый в истории электромузыкальный инструмент, прародитель современных синтезаторов. Его изобрел физик-акустик Лев Термен в 1919 году в России. Он воспроизводит звук в зависимости от положения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны, при этом высота звука регулируется изменением расстояния между правой рукой исполнителя и одной из антенн, громкость задается положением левой руки относительно другой антенны. Даже описание устройства и принцип работы этого необычного инструмента по зубам далеко не каждому. Что уж говорить о реакции публики, когда освещенный лучом зеленого цвета маэстро остался один на темной сцене и принялся выделывать какие-то странные пасы в воздухе. На экране оставались только крупным планом руки музыканта, извлекающие эти странные звуки. «Что это за хрень была?» – послышалось откуда-то из зала, когда музыка смолкла. «Только ловкость рук и никакого мошенничества», как говорят фокусники!

Пока не попадаешь на концерт Жан-Мишеля Жарра, даже не понимаешь как много его песен ты, оказывается, знаешь. Многие из них, начиная с советских времен, были использованы в различных теле- и радиопередачах, Jean Michel Jarre in Kievфильмах и т. д. – без какой-либо отсылки к автору. Возраст большинства зрителей давал понять, что для них эта музыка – саундтрек к далекой юности. Сегодня она звучит потрясающе несовременно – и это не недостаток, это ее преимущество. Теперь то, что когда-то казалось таким футуристичным, стало частью истории. Удивительно, как Жарру удается звучать так, как будто на дворе по-прежнему 80-е, ну или хотя бы 90-е. На струнах ностальгии он играет так же ловко, как и на лазерных.

«Дякую, спасибо!» – рассыпается Жан-Мишель в благодарностях после каждой песни. Он вообще оказался на редкость общительным – и чтобы общение с публикой было еще более эффективным, даже привлек переводчика, что на концертах обычно не практикуется. Видимо, ему было очень важно донести до зрителей то, что он хотел сказать.

«Я являюсь послом доброй воли ЮНЕСКО, – поделился со всеми музыкант. - Принимаю участие в работе над программами по охране окружающей среды и образованию. И я решил до конца своих дней передавать каждый цент с проданного билета на благотворительность. Хотелось бы призвать к этому всех артистов, все СМИ, всех людей – таким образом, я думаю, мы поспособствуем решению этих глобальных проблем. Казалось бы, ведь один цент для каждого из нас — это немного, но если мы объединимся, и будем постоянно это поддерживать, если мы будем это пропагандировать, мы сможем помочь!» После этой речи Жарр исполнил композицию, посвященную «той работе, которую проводит ЮНЕСКО в этом направлении». На этот раз визуальный ряд обошелся без всяких спецэффектов: цель заключалась в том, чтобы заставить аудиторию задуматься, а не развлекать ее. На огромном экране появился счетчик с постоянно изменяющимися цифрами: население Земли; баррели оставшейся нефти; количество отправленных мейлов сегодня; сумма, потраченная на наркотики в этом году; количество людей, не имеющих доступа к источникам чистой воды.

Уже ближе к концу выступления Жарр зовет людей подойти ближе к сцене. Открываются все кордоны, и зрители устремляются к сцене; уже и весь партер, не стесняясь, танцует. После этого музыкант еще раз выходит на бис и исполняет еще несколько композиций. А напоследок просит, чтобы все достали мобильные телефоны и сняли видео, чтобы потом выложить его в интернет – и по всему залу расползлись огоньки светящихся экранов.

«Дякую, Киев! I love you» – прощается знаменитый француз, и после бесчисленного количества благодарностей и пожеланий спокойной ночи музыканты покидают сцену. Несмотря на то, что концерт продолжался целых два часа, их не хотят отпускать. «See you soon, OK?» - говорит Жарр после третьего возвращения на сцену, и, видимо, удовлетворившись одобрительным гулом толпы, исчезает за кулисами. Позже, в 11 вечера на фейсбуке Жан-Мишеля появляется запись: «Thank You KIEV !! Great Audience»» («Спасибо, Киев! Прекрасная публика»» – прим. авт.). Приятно.

Фото: Виталий Гончаров

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1953 родился Андрей Макаревич
музыкант и архитектор, кулинар и телезвезда: талантливый человек - талантлив во всем!
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Концерты
<<Октябрь, 2011 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
 



  Концерты

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.076 ~ c0.018 + m0.004 + b0.005 + s0.006 +u0.025