поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
22.07.2004 19:46
Мила Кравчук
 
"Кра╖на Мр╕й" на склонах Днепра

Древняя мудрость гласит: «Сколько языков ты знаешь, столько раз и можешь назвать себя человеком». Переводится не буквально, подразумевая, в первую очередь, ознакомление с культурой народа - носителя языка. Логично: учишь язык - одновременно знакомишься с его историей и историей его народа, вникаешь в особенности менталитета, осознаешь значение слова «лояльность». Большинство из нас знает по два-три языка. Беда в том, что даже с культурой своего собственного народа мы знакомы понаслышке. Помочь заполнить пробел в образовании и призван был этно-фольк-фестиваль «Кра╖на Мр╕й», который прошел 10-11 июля в Киеве.

Идея проведения фестиваля, объединившего под своей крышей выступления фольклорных артистов и коллективов из разных стран мира, принадлежала Олегу Скрипке, фронтмену «ВВ» и большому фанату world-music. «Кра╖на Мр╕й» позиционировался единственным на сегодняшний момент проводящимся на территории Украины фольклорным фестивалем, к тому же занесенным в международный реестр подобного рода мероприятий. Возможно, завершившийся днем ранее в Шешорах Ивано-Франковской области фестиваль, куда собрались этно-коллективы со всей Украины и ближнего зарубежья, в этот реестр не внесен. Ну да Бог с ним, не суть важно: два фестиваля всегда лучше, чем ни одного. Да и, с другой стороны, провинция еще не утратила своих корней, потому удивить, скажем, жителей Закарпатья гуцульским жупаном и трембитой не получится. Мегаполису же такие штуки представляются экзотикой. Потому-то, наверное, столько людей в минувшие субботу и воскресение побросали все свои дела, одели понаряднее детей, повесили на шею фотоаппараты и взяли курс на Спивоче Поле над Днепром. Посетить «Кра╖ну Мр╕й».

Название, одолженное у одной из старых песен «ВВ», подошло идеально. Зеленые склоны Днепра, живая трава, свобода выбора - хоть загорай, хоть оттягивайся культурно, хоть в бадминтон играй - оставляли чувство выпадения из времени. На трех находящихся на некотором отдалении друг от друга сценах выступали коллективы и артисты, представлявшие свою родную культуру; на Аллее Мастеров всех желающих учили основам народных ремесел; в тихом закутке публику развлекали своими печальными баснями кобзари, а на другой стороне поля живописная группа в украинских национальных костюмах проводила купаловские обряды. Ожидающие своего выхода на сцену артисты то и дело выходили в народ и удивляли собравшихся игрой на экзотических (как для городского жителя) народных инструментах.

Основная часть приглашенных на фестиваль исполнителей представляла вокальное и танцевальное искусство народов Восточной Европы: Беларуси, Польши, России и разных регионов Украины - судя по всему, бюджет новорожденного фестиваля еще не позволяет приглашать артистов из дальнего зарубежья. Исключение составила гэльская певица Ишбел МакАскил, представившая старинные народные песни северо-запада Шотландии. По словам Ишбел, почти забытый ныне гэльский - ее родной язык, а изучать английский она начала только тогда, когда пошла в школу. «Учу его до сих пор», - полушутя призналась немолодая уже исполнительница. Выступление Ишбел МакАскил поддержали участники украинской группы «Гурт Йогурт», чье творчество вдохновлено ирландской культурой. Во время выступления гостьи из Великобритании и «Йогурта» перед сценой образовывались спонтанные хороводы и пляски в исполнении группы довольно-таки неплохо подготовленных танцоров.

Выступления на всех трех площадках начинались в 15-00, и когда голова уставала от калейдоскопа новых впечатлений, а ноги - от беготни от одной площадки к другой, можно было спокойно уместиться где-нибудь в тени деревьев и наблюдать плавное перемещение облаков над Днепром и урбанистический пейзаж далекого Левобережья. Стратегическим наблюдательным пунктом для тех, кто не желал пропускать ничего из происходящего, стал склон горы под стенами Лавры. Сюда доносились звуки со всех трех сцен, отсюда хорошо просматривалось разворачивавшееся на двух сценах действо. Интересные выступления происходили на всех сценах, но та, что называлась «Под стенами Лавры», показала самое эклектичное смешение культур: украинский народный хор, польская вокальная группа, индийские танцовщицы и гэльские песнопения (это хроника первого дня фестиваля).

В это время на «Зеленой» сцене трио из Латвии «Inkatas» исполняло а капелла песни о мужской дружбе и воинской повинности, а на главной устраивал феерические пляски танцевальный ансамбль «Марий Памаш» из республики Марий Эл (Россия). «Марий Памаш», кстати, стали единственными приглашенными на «Кра╖ну Мр╕й» гостями из России - в пику мажорным «солянкам», где основную группу выступающих обычно составляют российские исполнители. В данном же случае руководствовались не количеством, а качеством.

Несмотря на все происходившие на дневных сценах интересности, главные события фестиваля разворачивались на главной сцене в вечерней программе. Здесь выступали самые что ни на есть звезды: в первый день - украинский коллектив «Карпат╕янs», финский квартет Spontanii Vare, колоритные чехи Cankisou и наши старые знакомые из Молдовы Zdob Si Zdub (опять же - ставшие единственными представителями культуры Балканского региона, хотя по карте этот регион находится совсем недалеко. Надеемся, Горан Брегович заедет к нам в следующий раз). Во второй - белорусы «Палац», крымский гитарист Энвер Измайлов, киевляне «Мандры» и Олег Скрипка. Описание каждого из выступлений могло бы занять не одну страницу, поэтому ограничимся кратким комментарием.

«Карпат╕янs» - адепты «щирого» фолк-рока, исполняли свои песни с использованием украинских народных инструментов, о существовании которых многие даже и не подозревали. Финны Spontanii Vare привезли с собой старинный помп-орган, играть на котором (по виду) было довольно сложно. Spontanii Vare (помп-орган, скрипка, виолончель и аккордеон) исполняют как настоящие фольковые вещи, так и сочиненные ими самими композиции. Сложнопостановочная музыка финнов несколько охладила пыл танцевавших под «Карпат╕янs», но ненадолго - к концу выступления музыканты так разошлись, что рассказы о хваленом финском темпераменте представлялись чьей-то неудачной шуткой.

Выступающие всемером Cankisou показали, что и у чехов есть свои «ВВ». Главное украшение группы - внушительных габаритов вокалист, стучащий себя по грудной клетке, когда нужно извлечь высокий вибрирующий звук. Загадка «о двух саксофонистах», вышедших на сцену во время исполнения первых песен, вскоре разрешилась: один из них так и остался верен саксофону, второй же показывал класс на экзотических духовых инструментах, в том числе диджериду - длинном суку с просверленным отверстием, издающим странные хрюкающие звуки. Идея инструмента, кстати, принадлежит австралийским аборигенам. Вряд ли кто-нибудь из присутствующих знал о существовании Cankisou раньше, но это не помешало публике танцевать под их зажигательные рок-н-ролльчики, как в последний раз в жизни.

Можно предположить, что чешским музыкантам также пришелся по душе прием украинской публики - они явно неплохо чувствовали себя на сцене и если бы не регламент, выступали бы еще не один час. Люди-чанки затянули свое выступление на полчаса позже положенного срока - и в другое время публика была бы только счастлива. Но после Cankisou должны были выступать Zdob Si Zdub, а время концертных выступлений ограничивалось 22-00. И когда после исполнения пяти песен Zdob Si Zdub сцена погрузилась во тьму, все было решили, что так и задумано. К сожалению, регламент выполнялся неукоснительно - в десять часов вечера все было закончено и разгоряченным молдавскими танцами зрителям ничего больше не оставалось, как разойтись.

Следующий день ознаменовался выступлением одной из известнейших в Беларуси фольковых групп «Палац». Музыканты проводят свое свободное время в этно-экспедициях по родной стране и каждый раз вытаскивают на свет Божий новые, еще не знакомые широкой публике мелодии и песни. Любителей джазовой музыки с этническим уклоном порадовал Энвер Измайлов, известный тем, что используя одну лишь гитару, может сымитировать  звучание целого оркестра. Что касается «Мандр» и Олега Скрипки, то представлять их, пожалуй, не надо. У каждого из этих исполнителей есть свои горячие поклонники, которые и составили большую часть публики в завершение заключительного дня фестиваля.

Основную свою задачу - ознакомления с рутовой культурой наших ближайших соседей и просто новой интересной музыкой, услышать которую, увы, можно лишь на таких фестивалях - «Кра╖на Мр╕й» выполнила. Возможно, для кого-то эти два дня действительно стали сказкой - недовольных лиц, по крайней мере, не наблюдалось. Как точно подметил один из знакомых - «народу было не так уж и много, зато пришли именно те, для кого и предназначался этот праздник». Надеемся, что фестиваль станет ежегодным, и его проведение не будет зависеть от каких бы то ни было политических раскладов в стране.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1966 родился Джефф Бакли
знаменитый американский композитор и исполнитель.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Фестивали
<<Июль, 2004 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
 



  Фестивали

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
1.026 ~ c0.276 + m0.078 + b0.025 + s0.061 +u0.365