поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
25.09.2006 19:51
Ирина Рыбакова
 
Джаз-Коктебель: Победа духа над сухим протоколом

Статью о фестивале «Джаз Коктебель» - пускай и маленькое, но все же произведение - хочется начать с чего-нибудь хрестоматийного. С чего-нибудь такого, чтобы, как спел когда-то Федор Чистяков, крыша по началу развернулась, а потом завернулась. Думаю, тут как нельзя кстати подойдет высказывание саксофониста-легенды Алексея Козлова о том, что «джаз - это не просто музыка, а область психологии музыканта и слушателя». И о том, что «воспринимающие джаз равны», будь то человек с музыкальным инструментом или просто следящий за непредсказуемой мелодией слушатель. И о том, что «многие так и умерли, не узнав, что были рождены для джаза». Однако все, кто посетил крымский поселок Коктебель с 14 по 17 сентября, успели оценить роль джаза в своей жизни вовремя.

Надо сказать, что из большинства джазовых событий Украины «Джаз Коктебель», пожалуй, наиболее масштабное. В нашей стране проводятся около пяти международных фестов: помимо «Джаз Коктебеля» это «Международные дни джазовой музыки» в Виннице, «Джаз Карнавал» в Одессе, «Jazz Bez» во Львове и «До#Дж» в Донецке. Называют также Международный джазовый фестиваль «╢дн╕сть». Но многие скептики ввиду непрохождения одноименной партии-партоната в Киевсовет, предсказывают скорое исчезновение данного фестиваля. Чего не скажешь о «Джаз Коктебеле». На четвертом фесте организаторам удалось порадовать зрителей такими звездами, как мастер слэп-фанковой техники игры на басу Стэнли Кларк, «Блюз Босс» Кэнни Уэйн, звездный барабанщик Билли Кобэм, символ советского «подпольного» джаза Алексей Козлов и самая известная в мире женщина-трубач Саския Лару. В этом году на событие было аккредитовано более ста журналистов, а простые слушатели обеспечили курортному Коктебелю такую посещаемость, какая не всегда наблюдается и в разгар лета.

По причине все возрастающей популярности этой музыки на просторах нашей родины у отечественных, но пока еще не вполне звездных музыкантов, а заодно и у журналистов возник резонный вопрос - когда же украинским джазменам начнут платить? Речь, конечно, идет не о крупных событиях международного масштаба, которых в Украине пять-шесть и обчелся. Музыканты все больше жалуются, что по прошествии громких фестивалей возвращаться в клубы и мьюзик-бары особого желания у них нет. Ведь многие увеселительные заведения оплачивают законный труд джазменов неохотно, а иногда совсем не платят. Но тема эта спорная. Как заметил менеджер украинской джазовой команды «Трио Сергея Давыдова» Дмитрий Кутовой, начинающим музыкантам важно правильно задать вектор - «пускай группа потеряет синицу в руках, но поиграет на одной сцене с известными метрами в хороших клубах, даже если там не имеют привычки платить».  В качестве примера Кутовой привел пианиста и композитора Андрея Кондакова, выступившего в первый день фестиваля с бразильскими джазовыми звездами «Brazil all stars». В свое время Кондаков осуществил совместное турне по России и записался вместе с Эдди Гомесом (контрабас), Лени Уайтом (барабаны) и Игорем Бутманом (тенор-саксофон), что считает своим наивысшем музыкальным достижением. Сейчас клавишник живет в Нью-Йорке и осваивает джазовые миксы и разнообразные вплетения джаза в другие музыкальные жанры: одно из последних увлечений - бразильская самба. Виртуоз экспериментирует и увлекается всем, чем пожелает, а ступенькой к этому стал тот самый заданный когда-то правильный вектор.

Возвращаясь к прагматичным аспектам фестиваля, надо сказать, что в целом стоимость его обошлась организаторам в 300 тыс. долларов. И все это - деньги спонсоров, положившихся на вкус «духовного гуру» джаз-феста Дмитрия Киселева. Сам Киселев утверждает, что спонсоров можно собрать под какое угодно событие - будь то квартирник или концерт любой низкопробной группы. Но ему лично захотелось потратить спонсорские средства на что-то более качественное. Организатор признался, что первоначально планировал собрать 500 тыс. долларов, но переоценил свое мастерство переубеждения спонсоров.

Такая большая сумма была необходима для оплаты гонораров и райдеров музыкантам. В этом году самой дорогой звездой фестиваля стал контрабасист Стэнли Кларк - его приезд обошелся в 100 тыс. долларов. Причем львиная доля средств пошла не на «ананасы в шампанском» и «двухкоешный нумер» (так называемый бытовой райдер), а на техническое оснащение сцены. Кстати, именно из-за дороговизны и сложности технического райдера и сорвался концерт лидера Pink Floyd Роджера Уотерса в Украине.

Несмотря на всю строгость менеджеров именитых музыкантов и их требовательность к выполнению организаторами всех пунктов райдера (некоторых виртуозов запрещалось снимать на любительские камеры и фотографировать со вспышкой больше трех песен), после выступления на основной «Волошинской» сцене даже самые требовательные звезды спешили на джем-сейшн, где играли без всяких ограничений. Джем, пожалуй, - одно из самых любопытных зрелищ, которые были на фестивале. Музыканты разных уровней могли поиграть друг с другом без всяких репетиций и прочих «академических» церемоний вплоть до утра.

Джем-сейшен происходил после основных выступлений на главной сцене фестиваля (которых было две - для хэдлайнеров и исполнителей, расширяющих жанровый спектр джазовой музыки), а также в простеньком, обтянутом целлофановым тентом кафе на набережной. И, что любопытно, даже очень высокооплачиваемые музыканты иной раз могли пренебречь джемом на технически оснащенной «Волошинской» сцене, и по собственной инициативе соревноваться в импровизациях в прокуренном кафе вдали от пытливого взгляда менеджеров и организаторов «Джаз Коктебеля». За несколько дней фестиваля вырисовались небольшая группа джем-активистов, выкладывающихся на джеме даже больше, чем на «основном» выступлении. Это басист Андрей Арнаутов, барабанщик Алекс Фантаев, клавишник Илья Ересько, саксофонист Дмитрий Александров и польский скрипач Томаш Муха. Любителями «поджемить» оказались также саксофонист Юрий Яремчук, члены белорусской группы «Apple tea» и музыканты из группы Билли Кобэма. Поговаривают, что даже сам Билли как-то осчастливил посетителей кафешки, хотя согласно «протоколу» делать этого не должен был.

Значит, желание играть, творить, общаться с коллегами из разных стран на понятном всем языке музыки все-таки оказалось важнее гонораров, а отсутствие звукорежиссера и технических ухищрений для улучшения звука - только на пользу. Таким образом, Мекка поэтов серебряного века превратилась в место паломничества музыкантов. Ведь в Коктебеле есть все для джаза - солнце, море и люди в цветных одеждах, живущие в такт с этой музыкой.

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1917 родилась Элла Фитцджеральд
легендарная джазовая певица, "первая леди джаза".
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Фестивали
<<Сентябрь, 2006 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
 



  Фестивали

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.088 ~ c0.019 + m0.003 + b0.004 + s0.011 +u0.035