поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
15.07.2007 16:59
Мила Кравчук
 
OPEN'ER: музыкальные ворота Польши

Поляки гордо называют его «наш Роскильд», хотя уместнее были бы аналогии с известным своими экстремальными погодными условиями британским Гластонбери. Такое ощущение сложилось после первого посещения Heineken Open'er, проходившего с 29 июня по 1 июля сего года в Гдыне. Организаторы фестиваля завлекают посетителем слоганом «море, пляж и солнце», но все это довольно условно. Балтийское море действительно присутствует где-то рядом (ибо Гдыня все же портовый городок), но не настолько, чтобы можно было фестивалить прямо на пляже. Ну и с солнцем в этот раз крупнейшим образом не повезло: все три фестивальные дня непрерывно дождило, так что если какое-то море и было - то грязи. Однако все это с лихвой окупалось составом исполнителей: Open'er-2007 пестрел звездами экстра-класса, ради возможности увидеть которых в одном месте и стоило переносить все неурядицы и неудобства. Судите сами: Бьорк, Muse, Beastie Boys, Sonic Youth, Bloc Party, The Roots, LCD Soundsystem и т.д. - неплохо, не так ли?

Судя по всему, такого облома с погодой здесь раньше не случалось (а Open'er проводится уже шестой год) - иначе организаторы позаботились бы о комфорте посетителей, а те, в свою очередь, запаслись бы необходимыми предметами обихода - как минимум, дождевиками и резиновыми сапогами. Последние на нынешнем Open'er являлись самым востребованным товаром - в первый же день меломаны выполнили годовой план по продажам непромокаемой обуви в местных магазинах. Остальным приходилось оборачивать ноги полиэтиленовыми пакетами, чтобы иметь возможность хоть как-то передвигаться по фестивальному полю, которое превратилось в настоящее болото, засасывающее по щиколотку (прощайте, кроссовки и кеды!). Замечено, что подвергнутый эмоциональной встряске организм обычно не реагирует даже на самые простудные условия - но хотя бы постелить на поле шлакоблоки устроители фестиваля могли. Во избежание массовых походов за бюллетенями. А если бы открыли еще пару точек продажи кофе и чая - цены бы им не было. Доходило до смешного: кругом море пива и - длиннющие очереди за горячим (и дорогим - 6-9 злотых за порцию) питьем. Думается, урок получен и выводы будут сделаны - если Open'er действительно позиционируется как фестиваль для публики, а не для спонсора.

Польская пресса на все лады расхваливает крупнейший фестиваль своей страны. «Лучшая музыка для лучшей публики», «Фестиваль, где осуществляются мечты», «Один из пяти лучших в Европе» - еще самые сдержанные заголовки. Последнее утверждение можно оспорить. Организация Open'er в том, что касается дополнительных - немузыкальных - сервисов, далека от идеальной. Да и масштаб фестиваля небольшой - естественно, по европейским меркам: три сцены (главная - звездная, крытая - для местных звезд, и летный ангар - как площадка для начинающих) и сравнительно небольшое количество участников. К минусам фестиваля можно отнести отсутствие каких-либо информационных стендов (программок-бэйджиков хватило далеко не всем), скудный и малоинтересный мерчандайзинг, хилый ассортимент пищеблоков (проносить же любую еду на территорию фестиваля запрещалось) и огромные очереди к ним. А кроме того - отсутствие возможности расслабить конечности - ни тебе скамеечек, ни даже каких-либо подстилок - скажем, посидеть на травке. Правда, и плюсов у Open'er по сравнению с другими фестами тоже предостаточно.

Первый и самый главный - место проведения (с ухудшением погоды он же становится минусом): огромное летное поле в разумном отдалении от города. Никому не мешаешь отдыхать - стало быть, фестивалить можно до утра. С учетом этой детали и было составлено расписание: первые концерты стартовали в семь вечера, выступление последнего хэдлайнера начиналось в час ночи. Добравшись в первый день на Open'er лишь в одиннадцать вечера и пребывая в полной и гнетущей уверенности, что все уже закончилось, мы были приятно удивлены внезапным выходом на сцену The Roots. Оказалось, все еще только начинается!

Отдаленность же фестиваля от города не играла особой роли: зрителей доставляли и развозили по домам специальные автобусы, курсировало множество такси. Но бОльшая часть публики все же предпочитала пользоваться личным транспортом, из-за чего на парковку выстраивались громадные очереди. Парковка же (платная и охраняемая) была такой вместительности, что на ней мог разместиться автомобильный парк какого-нибудь киевского пригорода.

Для прибывших на Open'er издалека была предусмотрена возможность проживания в палаточном городке. Удовольствие сомнительное - учитывая погодные условия. Хотя в другое время преимущества лагерной жизни были бы неоспоримы: масса народу, новые знакомства, отсутствие необходимости наматывать утром и вечером лишние километры. Еще одними приятными неожиданностями организации фестиваля стали специально предусмотренные возле сцены сектора для инвалидов и - достаточное, чтобы не возникало длинных очередей, количество биотуалетов. Мелочь, а приятно.

Heineken Open'er позиционирует себя как фестиваль качественной и нетривиальной музыки без привязки к стилям. В разные годы здесь выступали Massive Attack, Placebo, Franz Ferdinand, Sigur Ros, Scissor Sisters, Chemical Brothers, White Stripes и т.д. - по этим именам уже можно проследить специфику феста. В этом году организаторы прыгнули выше головы, особо гордясь возможностью представить публике Бьорк и Beastie Boys. Ветеранов хип-хопа, согласно информации в пресс-релизе, «опенэровцы» пытались заполучить уже несколько лет, пока их атаки не достигли цели. Впечатлившись настойчивостью устроителей фестиваля, Beastie Boys компенсировали долгое ожидание своих персон на Open'er согласием отыграть сразу два концерта. 30-го июня группа выступила на главной сцене с классической программой, состоящей из лучших хитов (прозвучали «Sure Shot», «Pass The Mic», «Brass Monkey», «Intergalactic», «So Wancha' Want» и на закуску «Sabotage» и «No Sleep Till Brooklyn»). Адаму Ячу, Майку Ди и Адаму Горовицу помогали парочка мастеров вертушек и несколько инструменталистов. Любо-дорого было посмотреть, как немолодые уже бойцы хип-хопа, облаченные в стильные итальянские костюмчики, дурачатся и отрываются на сцене.  Исполнили Beastie Boys и несколько композиций из нового альбома «The Mix-Up» - ради чего сами взяли в руки инструменты, явив собой неожиданный вариант хип-хоп команды с гитарами.

Программа следующего дня была зеркально противоположной: Beastie Boys сосредоточились на материале «The Mix-Up», разбавив его несколькими знакомыми по ранним релизам композициями. Немалый по размерам крытый тент, в котором выступала группа, был заполнен под завязку. Не протолкнуться было и в радиусе ста метров от каждого из трех входов - таким был зрительский ажиотаж.

Толпу, соразмеримую с той, что пришла поглазеть на Beastie Boys, собрали и Бьорк с Muse. Выступление исландки оказалось особенно зрелищным. Несколько лет назад довелось побывать на концерте Бьорк в Москве - и тогда певица выступала вместе со струнным квартетом. Теперь же привлекла к концертным выступлениям квартет духовиков, обеспечивший уникальное и ни с чем не сравнимое звучание - а также пеструю визуальную картинку: все музыканты были одеты в яркие цветные балахоны. Подобное одеяние было и на самой Бьорк, из-за чего казалось, что по сцене порхает экзотическая птица. Зрители слушали Бьорк как завороженные, слегка покачиваясь под музыку, и только под звуки дерзкой и напористой «Declare Independence» вышли из оцепенения, позволив себе выплеснуть накопившиеся эмоции. Исландка воспользовалась возможностью представить несколько песен с нового альбома «Volta» - «Wanderlust» и «Innocence» - но не забыла и о старых хитах. С большим энтузиазмом со стороны публики были встречены «Army Of Me» и «Hunter». Бьорк привезла с собой в Польшу и Марка Белла, продюсировавшего «Volta» и выступившего соавтором нескольких композиций с него. Музыкант колдовал на невиданном инструменте, напоминающем барабан с электрическим реле. Двигая рычажками как фишками по поверхности мембраны, Белл добивался необычного вибрирующего электронного звучания.

Очень энергичным и драйвовым получилось выступление у Muse. Парни выдали ураганный рок-сет, заставив зрителей забыть на время концерта обо всем - усталости, плохой погоде, плотоядном чавкании почвы под ногами и т.д. Группа не обманула чаяний публики, выдав на-гора подборку своих лучших хитов (а-ля «Black Hole & Revelations» и «Time Is Running Out») - в том числе и из дебютного альбома, что делает сейчас довольно редко. В темноте людская масса напоминала море во время шторма.

Интеллектуалы британского инди-рока Bloc Party немало завели публику, параллельно заведясь и сами: под конец выступления фронтмен коллектива Келе Окереке изобразил ныряние в толпу. По счастью, его подхватили, иначе быть музыканту полностью измазанным в грязи.

Американский диджей и продюсер Джеймс Мерфи (aka LCD Soundsystem) предпочитает записываться в одиночку, но выступать вместе с группой - в Польше музыканта сопровождали клавишница и барабанщик. И надо признать, что концертное звучание LCD Soundsystem  значительно отличается от студийного - в нем появляется напор и агрессия, присущая рок-н-ролльным формированиям. Несмотря на поздний час выступления звезд дэнс-панка, на поле негде было яблоку упасть. Зрители с воодушевлением приветствовали новейший хит группы «North American Scum», ознаменовавшийся купанием в грязи меломанов-экстремалов.

Но одним из самых ярких впечатлений фестиваля стало выступление британских электронщиков Groove Armada. Энди Като и Тим Финдли привезли с собой нескольких вокалистов и инструменталистов, позволивших исполнить такие хиты как «At The River», «If Everybody Looked the Same», «Superstylin», «My Friend», «But I Feel Good» и «I See You Baby» словно под копирку со студийной записи. Во время выступления Groove Armada на поле обрушился ливень, только раззадоривший публику - зрители отрывались так отчаянно, что брызги грязи летели во все стороны.

Интересным оказался подбор и польских участников Open'er. Слабо знакомые с современной польской музыкой гости фестиваля смогли получить некоторое представление о развитии местной музыкальной сцены и убедиться, что наши соседи не пасут задних. Публика, состоящая преимущественно из местного населения (иностранцев было совсем немного - по большей части из Беларуси, Украины и Скандинавии), с одинаковым энтузиазмом встречала рэппера Ostr, подыгрывающего себе на скрипке, представителей движения «new rock revolution» Kombajn Do Zberania Kur Po Wioskach, звезд дэнс-панка Out Of Time и Dick 4 Dick, краковян Dezodorant Squad, исполняющих хип-хоп с использованием живых инструментов, электронщиков-экспериментаторов Microwafle и других. Наибольшую толпу собрало выступление классиков прогрессив-рока Apteka, ведущих свою историю с начала 80-х и успевших уже заработать статус легенды польской музыки.

Приверженцам музыкального туризма можно смело рекомендовать Heineken Open'er как один из самых представительных фестивалей ближнего зарубежья. Добираться в Гдыню несложно и относительно недорого (автобусом, электричкой, самолетом - на выбор), к тому же можно совместить приятное с полезным - отдохнув после фестиваля недельку на Балтийском море или отправившись на изучение достопримечательностей Гданьска (очень красивого миниатюрного городка с впечатляющей архитектурой): здесь, к примеру, находится музей «Солидарности», популярное у туристов «Танцующее здание» и совсем рядом - древний тевтонский замок Мальборк. Поклонникам комфорта придется приготовиться к полному его отсутствию на Open'er (да, это не Sziget), но этот недостаток полностью перекрывается впечатлениями от качественно-количественного состава участников. За возможность же лицезреть своих кумиров просят всего 65 евро - столько стоит трехдневный абонемент на фестиваль.

В нынешнем году организованный украинский десант на Open'er составил порядка сотни человек, в грядущем можно прогнозировать увеличения этой цифры. Как-никак - Евро-2012 Украине и Польше делать вместе, пора переходить к налаживанию дружеских контактов - в первую очередь, на персональном уровне. В том числе, меломанском.

Официальный сайт фестиваля: Opener.Pl

обсудить в форуме

ИНТЕРВЬЮ
GREEN GREY: 'Нужно кайфовать на сцене!'
'То, что идиоты умеют разрушить, люди, имея в багаже всего 7 нот, всегда могут взять и восстановить'.
ХРОНОГРАФ
1953 родилась Ким Гордон
басистка знаменитых Sonic Youth, "лицо, душа и совесть" этой неординарной группы.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Фестивали
<<Июль, 2007 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
 



  Фестивали

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
0.081 ~ c0.018 + m0.004 + b0.004 + s0.011 +u0.027