поп рок альтернатива хип-хоп джаз хитпарады музей новые лица теревенi
Новости
в Украине
в СНГ
в мире
Слухи
Афиша
концертная
клубная
Мысли вслух
События
концерты
фестивали
Reading-Room
Рецензии
CD
DVD
Интервью
Хронограф
Досье
Фотоархив
Словарь
Форум
Доски объявлений
Сервисы
экспорт новостей
Реклама на сайте
14.05.2011 13:27
Антон Шебетко
 
ПЛЮС-МИНУС [+|–]: Мат с электричеством

Украинские маткорщики «Плюс-Минус» [+|–] мало известны широкой аудитории (что легко списать на специфику стиля), но в среде «посвященных» давно уже обрели культовый статус. За шесть лет своего существования группа успела два раза съездить в клубные туры по России, выпустить дебютный альбом и EP на украинском лейбле Moon Records и снять пару клипов. Дифирамбы им на все голоса поет профильная зарубежная пресса – так что неудивительно, что группе уже удалось обзавестись контрактами с американскими, французскими и российскими рекордингами. Накануне киевской презентации дебютника «Emerald Island» мы пообщались с бас-гитаристом Максимом Сикаленко и вокалистом Стасом Шмелевским на тему незавидной участи украинских лейблов, обсудили творчество Джеймса Блейка и Джейми Вуна и раскрыли причины любви музыкантов ко всякого рода ребусам и загадкам.

- Ребята, привет. Концертная презентация дебютного диска «Emerald Island» прошла у вас 9 апреля - но ведь сам альбом вышел практически год назад! Почему столько времени тянули с самой презентацией?

Максим: Привет. Много причин, на самом деле. Поскольку альбом вышел летом, то делать презентацию в разгар отпусков и каникул было не целесообразно, и мы решили подождать до осени. Потом группу покинул гитарист Илья (Суворов), и все силы были брошены на поиски нового гитариста. Когда укомплектовали состав, уже был октябрь, и нужно было  думать по поводу тура и так получилось, что он стартовал в России. Тур закончился в январе. С этого момента и начали планировать презентацию – с людьми, которые непосредственно участвовали в записи альбома. Хотелось сделать домашнюю презентацию – без лишнего пафоса – для своих. Но собрать воедино всех людей оказалось достаточно тяжело – то у одного проблемы с датой, то у другого. Но компромисс все же был найден – начало марта. Уже вовсю готовились к этой дате, но буквально за две недели позвонил директор клуба, в котором все должно было происходить, и сказал, что на тот же день ему предложили делать другое мероприятие и что ему платят больше денег, поэтому мы можем отдыхать. И было это сказано в такой эпическо-небрежной форме, что после этого сотрудничество с этим клубом мы прекратили. Сейчас ходят слухи, что этот клуб планируют прикрывать, и слава Богу (смеется).
Ну а дальше та же тема с комплектацией выступающих и поиске места для концерта. Так и получилось, что презентация состоялась только в апреле.
 
- Вы одна из тех редких независимых групп, которые каким-то чудом умудрились подписать контракт с одним из крупнейших украинских лейблов – Moon Records. Собственно, как это произошло?

Максим: Это долгая и запутанная история (смеется). Путем долгих и упорных переговоров. Группе без имени, ротаций на ТВ и радио очень тяжело претендовать на издание на Moon Records. Поэтому брали упорством и настойчивостью. И под конец нашли общий компромисс. А по поводу издания дебютного альбома, то напомню, что Moon Records – это дистрибутивный лейбл, а не издающий. Здесь все работает по принципу «издать альбом, заняться его дистрибуцией и все». То есть, когда ты записываешь новый релиз, схема повторяется – ты идешь на лейбл и заново ведешь переговоры об издании нового материала. Собственно так было и с нами. Но во второй раз было гораздо проще – новых шишек не набивали (смеется).

- А как обстоят дела с продажами?

Максим: Первый тираж дебютного ЕР (500 штук) уже продан. Последние копии мы возили с собой в тур по России, и сейчас у нас на руках осталось порядка 10 дисков. По поводу альбома, то, насколько мне известно, продано 70% тиража (500 штук). Конечно, у меня голубая мечта детства отпечатать винил с дебютным альбомом, но на данном этапе это слишком тяжело для нас в материальном плане. Но надеюсь, что в обозримом будущем все-таки получится осуществить задуманное.
А по поводу того, как раскупают диски – мы всегда были за идею бесплатного распространения музыки. Потому что музыка была, есть и должна быть свободной по своему существу. Все свои релизы мы всегда заранее бесплатно выкладываем в сеть. Диски, собственно как и винилы и кассеты – это уже фетиш, который приятно подержать в руках и параллельно поддержать энтузиазм группы, которая этот фетиш сделала. Поэтому мы вкладываем все свои силы и фантазию для того чтобы людям, которым нравится группа, приятно было насладиться релизом всецело.

- Moon Records известен немного странным выбором исполнителей: в каталоге можно найти и Могилевскую, и кого-нибудь похлеще - вроде Козловского. Не смущает соседство?

Максим: Любой лейбл – это изначально бизнес-механизм. Поэтому рано или поздно появляется вопрос о дальнейшем пути развития компании – это или прогресс или регресс. В нашей стране достаточно проблематично выживать только за счет тяжелой музыки, поэтому Moon Records выбрал вектор развития в сторону наполнения своего каталога более популярными артистами и группами. И на сегодняшний день, после мирового кризиса единственный остался на плаву. Ну и плюс напомню, что Moon Records – это дистрибутивный лейбл – он не вкладывает деньги в Могилевскую или Козловского, а отпечатывает диски и их продвигает. Остальным занимается менеджмент самих артистов. Так что ничего не смущает (смеется).

- Максим, ты как-то говорил, что границы мейнстрима в наше время чрезвычайно размыты и практически отсутствуют. Но при этом, будучи откровенными с самими собой, вы же понимаете, что [+|–] никогда не смогут стать мейнстримом. Вас это устраивает или небольшое смягчение стиля, которое гипотетически приведет к увеличению слушателей, не есть чем-то ужасным?

Максим: Совершенно верно. Сейчас такое время, что записав дома на доступном оборудовании какой-нибудь трек и выложив его в сеть, уже буквально завтра ты можешь проснуться знаменитым. Вне зависимости от стилистических рамок, массовых тенденций и так далее. Лайки, ретвитты, репосты и все. Конечно, есть такой момент, что хайп на тебя ограничится как раз всего одной песней, но это уже другая тема. Ну а обсуждения тегов рок/поп/неформат – это существенный совковый пережиток.
Все повторяется, работает по спирали – это давно известный факт. Возьмем Drive Like Jehu /Don Caballero и в противовес Foals /Marvins Revolt. Первые два коллектива не сыскали популярности в свое время, но дали толчок для более доступных идей вторым, получившим массовую известность сейчас. То же самое сейчас происходит с пост-панком/нойз-роком и виднеющимся на горизонте ноу-вейвом.
Касательно нас, то мы изначально выбрали понимание, что для нас важнее попасть на страницы журнала Wire, чем Rolling Stone. Это не снобизм, не элитарность и т.д., просто так исторически сложилось, что мы делаем то, что нам нравится. Это логическое продолжение нас, как личностей. В самом начале существования группы мы все-таки пытались найти место среди существующей сцены, а потом просто поняли, что хотим создать свою сцену – не выдергивать слушателя или переманивать его, а просто создавать своего слушателя. Полный оупенмайнд. Конечно, мы понимаем, что все развивается не так быстро, как этого хотелось бы, но прогресс есть, и это главное.
Но страха перед тем, что слушателей станет больше, нет. Я уверен, что это, в любом случае, все равно будут люди с дельными музыкальными вкусами (смеется).

- Откуда взялись все эти потрясающие штуки с разгадыванием ребусов, чтобы получить доступ к вашим синглам? Кто работает в группе главным креативщиком?

Стас: Идея очень забавная и принадлежит Максу. Очень интересно было наблюдать реакцию людей, напрасно пытающихся выведать у тебя куски ребуса (смеется).

Максим: Да, люблю таким пострадать (смеется). Просто на самом деле всегда интересно искать новые возможности взаимодействия со слушателем. Это бодрит как тебя, так и его. Да и если честно, то я даже не рассчитывал на такой ажиотаж, который мы получили от ребусов на выходе. Люди на форумах, вКонтакте обменивались ответами на разные части ребусов, создавая маленькую истерию. И неимоверно радовались, когда разгадывали. Если честно, то я уже не помню, как идея с ребусами пришла мне в голову. Развив мысль, я понял, что именно математическая составляющая просто идеально подходит для задумки, и начали активно готовиться к реализации задуманного, разрабатывать скрипт для сайта. Во всем этом помогал нам наш хороший знакомый Саша, за что ему низкий поклон.

- У «Emerald Island» да и дебютного EP потрясающие обложки. Расскажите немного об их создании? Кто ими занимался?

Максим: Оформлением релиза занимался наш близкий друг Алексей «LaBIZz» Дивисенко, который приложил руку к созданию почти всех графических материалов для [+|–]. Ознакомиться с его работами можно здесь.
Внутри диска находится буклет, тоже созданный Алексеем и представляющий собой иллюстрации к каждой песни, причем каждая иллюстрация выполнена в своей стилистике – вплоть до абстрактного экспрессионизма. Ну и в завершении мы сделали кавер-арт в 3D, для еще большей интерактивности и взаимодействия со слушателем.
Мы хотели сделать диск максимально желаемым, чтобы хотелось подержать его в руках, полистать буклет, посмотреть обложку в стерео-очках. И создать по сути хендмейд-релиз, вложив в каждый экземпляр частичку себя и своей души. Специально для этого мы отпечатали порядка 500 листов с текстом «Mutiny Aboard» – так совпало, что текст этой песни располагался как раз на развороте буклета. В течении нескольких дней я собирал это все дома, а потом вклеивал каждый пахарита в альбом. Дабы не нарушать целостность обложки, решили не печатать никакой информации об артисте и релизе на обложке диска, поэтому заказывали партию наклеек и наклеивали их на диджипак. Могу с уверенностью сказать, что из оформления альбома мы выжали все что могли, даже прыгнули чуть выше своей головы. Но главное результат – а он получился на славу. Кстати, на диске есть еще несколько приятных неожиданностей, но спойлерить по этому поводу не буду (смеется).

Стас: Да, абсолютно согласен – Алексей давно стал неотъемлемой частью группы – картинкой всего творчества [+|–].

- Осмелюсь предположить, что ваша аудитория в Украине не такая большая, как вам бы хотелось. В перспективе, вы бы эмигрировали, если бы у вас появилась возможность зарабатывать при помощи музыки?

Максим: Сколько я занимаюсь музыкой – столько придерживаюсь понимания, что музыка – это отдельный мир, который не нужно ни с чем смешивать. В ранней юности были, конечно, мысли стать рок-звездой, зарабатывать творчеством, но они прошли так же быстро, как и появились. К сожалению, не многие готовы на такое самопожертвование, но именно этот фактор в итоге срезает всех, кому музыка нужна была постольку-поскольку. Если в США и Европе все-таки есть минимальные механизмы для продвижения музыки, то в рамках СНГ они отсутствуют полностью. Конечно, вся схема работы шоу-бизнеса на Западе уже давно поменялась и почти изжила себя, но опять-таки минимум для работы есть. Сейчас выработался «синдром тусовки». Стать массово популярным достаточно тяжело, сейчас скорее существует понятие «локальной звезды» и в этом нет ничего плохого – это абсолютно логический прогресс.
Как говорил Тодд Харт: «Творчество должно быть в первую очередь основано на любви к идее и вдохновении, а не на стремлении обогатиться». Именно поэтому, сегодня художники полагаются на менее традиционные способы выживания, чем раньше. И именно поэтому я работаю в области финансов, а все свое творчество оставляю на стороне и делаю это чаще всего бесплатно. Так я избавляюсь от стресса и могу получать удовольствие от своего занятия». Собственно и добавить-то нечего (смеется).

Стас: Хотелось бы всецело посвятить себя творчеству. Подозреваю, что об этом мечтает любой музыкант, но это вряд ли самоцель для нас. Лично мне огромное удовольствие приносит сам процесс сочинения партий и последующая «живая» реакция на них у людей. В этом есть нечто большее, чем в «success story» и денежной выгоде.

- У вас ведь подписаны контракты не только с Moon Records, но и с российским Delicious Music и французским Douchebag Records. Более того, ваш альбом продается на Интерпанке. Как вы начали сотрудничать, кто на кого вышел?

Максим: Попасть на Interpunk в свое время (2008 год) было космическим прорывом, ведь до нас это удавалось всего нескольким группам из СНГ. К примеру, группе crrust, потому что они подписаны на hardcore-лейбле Old Skool Kids Records – все-таки Interpunk в этом смысле более близок, чем Moon Records. Поэтому пришлось искать выход самим. Отослали свой диск, и спустя месяц пришло письмо, что они с радостью готовы продавать наш релиз у себя и просят выслать еще дисков. Так и завязалось сотрудничество.
По поводу Delicious Music, то я не знаю ни одного другого лейбла в России подобной направленности, с которым можно было бы поработать. С его владельцем Ромой мы познакомились во время первого тура по России. Тогда отдали часть дисков с нашим дебютным ЕР ему на реализацию. Когда встал вопрос об издании диска в России, то тут уже было без вариантов (смеется).

- Знаю, что в зарубежной прессе печатали рецензии на ваш альбом. Вы их как-то отслеживаете? Что пишут?

Максим: Когда как – иногда рецензии на альбом всплывают абсолютно неожиданно, а иногда мы целенаправленно отправляем музыкальным изданиям материал для рецензий. Для нас полной неожиданностью стала рецензия в журнале Decibel на наш дебютный ЕР. Об этом мне сообщил знакомый из Екатеринбурга, которому эту новость сообщил его знакомый из другого города, который в свою очередь является подписчиком журнала. Забавно, конечно.
Отношение к нашему творчеству преимущественно позитивное – собственно, все архивы по рецензиям мы храним на нашем блоге. Лучше один раз прочесть, чем десять раз услышать (смеется).

Стас: Пишут очень разные мысли, большинство из того, что читал - положительные. Целенаправленно пытаюсь не отслеживать такие вещи, но каждый раз любопытство берет верх (смеется). Ведь реакция слушателя всегда интересна. Но, думаю, что не стоит зачитываться рецензиями, много чужих мыслей всегда отвлекают и мешают собственным. Лучше избегать непрямого навязывания мнения и профанации.

- Недавно вы ездили в тур по России. Как он прошел? Поступали предложения выступить где-нибудь в Европе?

Максим: Это наш второй тур по России. Первый мы откатали в феврале 2009 года и остались чрезвычайно довольны. Поэтому спустя полтора года после последнего нашего концерта (Киев, совместно с Horse The Band), мы решили выступать именно в РФ. Но, в отличие от прошлого раза, маршрут значительно вырос – теперь нам предстояло проехать следующий маршрут: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Выкса, Москва, Череповец, Санкт-Петербург. Было еще несколько городов, но они в итоге срезались.
Все отягощалось тем, что почти все в туре переболели, кроме Славика, Алексея и Леши. Но, тем не менее, все компенсировалось концертами. Для меня, с выходом на сцену, любая болезнь пропадает. Это колоссальная энергетика, которую ты отдаешь и получаешь в двойном эквиваленте. Особенно в Самаре. Там был полный ад (смеется)! За время концерта был проломлен пол, обвалился потолок, была проделана дыра в стене и перевернут аппарат. Такой отдачи я еще не видел, честно. Запомнился Череповец, где мы выступали в гараже – все было очень уютно и по-домашнему. Для себя я подчеркнул, что люблю именно такие концерты – с прямым контактом со слушателем. Это действительно незабываемо. Великолепным был концерт в Санкт-Петербурге, когда вместе с нами выступал Илья Белоруков, участвовавший в записи нашего альбома (саксофон, кларнет). Мы сыграли несколько импровизаций, но самой потрясающей была коллаборация в «Nimrod Glacier» – так концовка еще никогда не звучала. Ну а после концерта, закупившись шампанским вместе с нашими друзьями – любимейшей группой Euglena, мы гуляли ночью по ночному Невскому, получая огромнейший заряд позитива.
А по поводу Европы – то, конечно, поступали. Надеюсь, в этом году закроем все проблемы, связанные с этим вопросом и отправимся покорять Запад (смеется).

Стас: Это был первый опыт такого рода для меня, могу лишь сказать, что тур был удивительный и разный, дико тяжелый физически, но очень позитивный в целом.

- Не так давно у вас произошли кадровые изменения в коллективе. Почему так произошло и кто встал на место ушедших участников?

Максим: С момента выхода нашего первого релиза «+|- ЕР» в группе появились Стас (вокал) и Саша (Александр Черников, гитара). К сожалению, рано или поздно у всех меняются приоритеты, мы растем, взрослеем и сами выбираем свой дальнейший путь. Для Егора и Ильи этот путь в какой-то момент оказался не связанным с музыкой, и они сделали выбор в пользу работы. Но, тем не менее, мы остались хорошими друзьями, потому что время, которое парни прожили вместе с группой, не может пройти бесследно. Так мы начали поиски вокалиста. Если честно, то спустя какое-то время мы даже отчаялись в поисках, потому что найти адекватного фронтмена оказалось тяжелее, чем мы ожидали. Но в последний момент с нами связался бывший вокалист Aura Of Insane (Мелитополь) и, проделав путь из родного города Мелитополь в Киев (около 12 часов езды), приехал на репетицию. Собственно мы сразу поняли что, наконец, нашли его. И честно, с приходом Стаса все кардинально изменилось. Мы осознали, что хотим еще больше экспериментов в музыке, и Стас стал тем недостающим катализатором, который и помог нам это сделать. Благодаря его вокалу музыка зазвучала совершенно иначе – в более свежем и новом ключе. Честно, мы даже не рассчитывали на такой прогресс.

Стас: С Сашей я был знаком с момента приезда в Киев и у меня он всегда вызывал неподдельную улыбку. Немного пообщавшись, стало понятно, что это очень «свой» человек. К тому же, он отлично играл на гитаре. Поэтому, когда начали искать гитариста, то у меня был только один кандидат.

- Основной акцент в популяризации своей музыки вы делаете на блоги, социальные сети. Я это к чему. Сейчас благодаря удачному и своевременно поднятому хайпу можно раскрутить любую пустышку. К примеру, того же Джеймса Блейка, которого едва ли не спасителем музыки называют. Почему так происходит?

Максим: Джеймс Блейк – наше все (смеется). На самом деле, он далеко не пустышка, просто жаль, что позитивный эффект от хайпа очень быстро сменяется негативным. То, что раньше происходило в течении года, сегодня происходит в течении недели. Конечно, у Джеймса есть и проходной стафф, и overrated ярлык все-таки присутствует, но он великолепный музыкант – логическое продолжение идей future-garage и минимализма, царящего в современном мейнстриме. Действительно современный артист с современными идеями и звучанием.
Лично я являюсь поклонником творчества Burial’a и El-B, поэтому Блейк зашел почти мгновенно, но опять таки, это все вопрос личностного восприятия. Но Джейми Вун (Jamie Woon) его однозначно уделал (смеется).
А по поводу раскрутки пустышек – современный поток свежей музыки просто вытеснит тебя в три счета, если хайп вокруг тебя создан благодаря 1-2 хитам или стилю. Работа, упорство и талант – вот что даст возможность держаться на плаву.

Стас: У Джеймса Блейка действительно достаточно новый подход к звуку, хорошие аранжировки и  просто отличный вокал. Думаю, что именно так должен звучать 2011-й год. 

- Кстати, расскажите о своих музыкальных предпочтениях. Что интересного недавно услышали?

Максим: Буквально неделю назад вышел, наверное, лучший альбом текущего года – от Джейми Вуна. Это действительно просто космическая работа – итог упорства, трудолюбия и таланта. А год только начался, это же чудесно, черт побери (смеется)! Еще понравилось возвращение легендарного Уильяма Бивэна (Burial) и свежие лонгплеи от Oh Land, Tigran Hamasyan и Young Widows.

Стас: Соглашусь с Максимом - у Джейми Вуна вышел действительно потрясающий релиз. Burial и новый альбом Radiohead - просто нечто. Еще пребываю в восторге от Роберта Гласпера (Robert Glasper) – это гениальный джазовый пианист, действительно открытие – и не только для меня, но судя по реакции публики, и для всего джазового мира в целом. Альбом «Blackmagik» Хосе Джеймса (Jose James) – шикарный баритон, просто новое слово в истории соула и джаза. Очень недооценена Сидсел Эндресен (Sidsel Endresen) - завораживающий голос и совершенно новаторский подход, как к импровизации, так и вокалу в принципе. Ну и русская классика и опера.            

- Расскажите немного о своем новом клипе «Nimrod Glacier». Почему выбрали именно эту песню, кто стал режиссером, кто написал сценарий и т.д.

Максим: Ну, он уже относительно старый – мы презентовали его еще в октябре прошлого года. Все-таки надеюсь, что в этом году порадуем чем-то свежим – идей-то много, главное найти материальный и временной базис для реализации всего задуманного.
Автором сценария и режиссером выступил Леша Дивисенко. Он показал мне идею для клипа, весь хронометраж, и я почти сразу понял, что нужно это снимать. Мы долго отрабатывали детали, боялись упустить какие-то важные моменты, и в конечном итоге попытались довести все до идеального состояния.
На роль оператора мы позвали нашего старого друга Илью Яцюту и его коллегу по Qvision Studio – Романа Робура. Над монтажом трудился известный режиссер и лауреат нескольких премий в области визуального искусства из Турции – Волкан Эрген. Если честно, то я до сих пор не верю, что нам удалось с ним посотрудничать. Я помню, как с восторгом смотрел его работы около года назад. Когда Леша показал идею для «Nimrod Glacier», первая мысль о том, кто бы мог адекватно смонтировать и покрасить это все дело, была именно о Волкане. Решил отправить наобум письмо, и был сказочно рад, когда получил ответ о том, что песня и идея ему нравится и ему будет интересно с нами поработать.
Когда мы получили первую версию клипа, то пересмотрели ее с Лешей раз 10, наверное. Целый час, высматривали каждую деталь – это было воистину потрясающе. Концепт черного лебедя был предложен именно им, насколько я знаю, он сам снимал эти кадры. В конечном итоге поняли, что некоторые моменты нужно будет изменить, но это была уже отшлифовка. Волкан действительно гений, надеюсь, еще удастся посотрудничать с этим человеком.
По большому счету, я давно хотел снять нечто большее, чем клип – сделать свое маленькое кино. Мы осознанно делали пленку не для всех, авторское кино, если можно его таковым назвать. Я хотел создать свой оммаж и посвящение Андрею Арсеньевичу Тарковскому, который год назад перевернул с ног на голову мое мировоззрение и вдохнул новую жизнь в понимание термина «искусство». Для Леши это было посвящение Линчу. Поэтому единственное руководство к просмотру «Nimrod Glacier» – смотреть его и воспринимать сердцем.

обсудить в форуме

ХРОНОГРАФ
1945 родился Нил Янг
знаменитый канадский рокер, почти Боб Дилан (в Канаде). Без шуток - оооочень крутой дядя.
СЛУХИ
Кань╓ Вест 'запише альбом-триб'ют Боу╖'
Репер вважа╓, що ╓ посл╕довником Боу╖ в сенс╕ музичного новаторства.

Архив / Интервью
<<Май, 2011 г.>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
 



  Интервью

 
еще >>> 

Телевидение для всей семьи

© ООО "Интерактивный Маркетинг". Все права защищены
ООО "Интерактивный Маркетинг" входит в состав Inter Media Group Limited.
Правовая информация | Контакты | Реклама на сайте
1.008 ~ c0.358 + m0.069 + b0.012 + s0.005 +u0.392