Святослав Вакарчук не раз повторял, что считает себя прежде всего композитором, а уже потом – вокалистом, фронтменом и так далее. Семь альбомов, записанных им с “Океаном Эльзы”, - это целая энциклопедия настроений, состояний, эмоций, образов, фантазий, крылатых фраз и даже лозунгов. В роли главного энциклопедиста чаще всего выступал сам Вакарчук, однако и ему не удалось подогнать под групповой формат какие-то очень важные для него, а может быть, и самые главные вещи.
О том, что в “Океанe”, с виду таком открытом и почти прозрачном, водятся свои неожиданные чертенята, можно было догадаться по седьмому (последнему на сегодня) альбому “Мiра”. Запись, которая олицетворяла “чистую музыку, чистый кураж, без концепции, без навязанных извне ограничений”, напомнила о том чувстве рок-н-рольной свободы и спонтанного драйва, которым заражали два первых альбома группы. Правда, тексты как-то поблекли, поэтический язык стушевался, а яркие мелодические образы растворились в свободном музицировании. Однако команда, не ломая голову над этими мелочами, убежденно дрейфовала по новому для себя курсу, удаляясь и от попсовых берегов, сделавших “ОЭ” суперпопулярными, и от хитовых приемов, благодаря которым их песни вьедались в память мертвой хваткой.
Отчалив от прошлого под лозунгом “Дайте нам бути такими, якими ми ╓!” (песня “Лелеки”), Вакарчук и компания уже через год пришвартовались к околоджазовой пристани под названием “Вночi”. От былого “Океана” в этой работе – только надреснутый вокал “прежде всего композитора” Святослава Вакарчука, несколько лирических образов (чайка, весна, остывший чай, разлука) и мелодических приемов. Да еще грустная дождливая романтика, без которой, наверное, не обходится ни один львовский музыкант.
Фронтмен “ОЭ”, ступивший на сольную тропу, никогда не скрывал симпатий к джазу и соулу. Строки “Я слухав звук дощу ╕ Billie Holiday” (“Мало менi”) помнит каждый уважающий себя океаноман. Однако на этот раз оркестровки прошли такой радикальный тюнинг, что из рокера Вакарчук практически переквалифицировался в джазмена и/или эстрадного трубадура, предпочитающего симфонический оркестр рок-группе.
Впрочем, знакомые океановские рок-обертоны уверенно пробиваются сквозь акустический свинг, парящие джазовые импровизации, далекое эхо реггей, экзотические фольклорные мотивы. Не зря в сессиях отметился практически весь нынешний состав команды, расширивший свои полномочия: скажем, Денис Дудко управлялся с контрабасом, а Петр Чернявский освоил бузуки. Побывали в студии и многочисленные приглашенные музыканты: флейтист и саксофонист Богдан Гуменюк, скрипачи Сергей Охримчук и Кирилл Шарапов, пианист Алексей Саранчин, гитарист Алексей Морозов, гобоист Юрий Мандрик, перкуссионист Мегди Юсафиан. Три композиции (“Дзвони”, “Не опускай сво╖ очi” и “Бути з тобою”) записывались со струнным квартетом, а еще в трех (“Така, як ти”, “Пiзно вночi” и “Wherever You Are”) можно услышать Национальный симфонический оркестр Украины.
Так далеко от родных рок-берегов Вакарчук еще никогда не заплывал. Самые диковинные уголки, в которые он забрался, – это, с одной стороны, этнические музыкальные заводи, а с другой, свинговые ноктюрны, убаюкивающие бархатным контрабасом. В чистом виде ни фольк, ни джаз почти не встречаются, зато “мутантов” – сколько угодно.
Карпатско-балканские фольклорные мотивы переполняют мелодии “Дзвони” и “Ой, поперед мене гори синi”. Последняя демонстрирует эволюцию от галицкой шуточной песенки “Ми веселi гуцулята” через гитарную балладу к уютному кул-джазу. Не менее интересная эволюция прослеживается и в треке “Не йди”: акустическая свингующая лирика, очерченная флейтой и контрабасом, перерастает в восточную психоделию (бузуки, тар, уд, иранская перкуссия). Иранских коллег привел Милош Елич, который отвечал за синтезатор, дирижировал оркестром и выступил саунд-продюсером.
Джазовый вектор, выбранный Вакарчуком для сольного дебюта, проявился прежде всего в инструментальном арсенале и характере оркестровок. А вот мелодические конструкции чаще сопротивляются революционным преобразованиям. “Не опускай сво╖ очi” или “Колискова” – вполне узнаваемые, даже типичные “океановские” мелодии, только загримированные по-новому. А композиция “Чайка” и не воспринимается иначе как мелодический парафраз хита “Холодно”. Перекличка текстов (“А ти так чекала на весну” – “В тобi я втоплю свою весну”) только подтверждает эту догадку.
Вакарчук называет свой сольный дебют “Вноч╕” концентрированной эмоцией. Судя по температуре этого концентрата, музыкант стал более сдержанным в проявлении своих эмоций, гораздо менее безбашенным, чем 5-10 лет назад, а в отношении текстов – более прямолинейным, если не сказать банальным. Сломается ли эта тенценция в будущих записях "ОЭ", покажет время, но сегодня Вакарчуку явно ближе камерные залы, чем стадионы. Это не плохо и не хорошо – это естественный ход событий. Вот только одинаково любить штормовые "океановские" просторы и мирные гавани, которые обживает Святослав, довольно сложно. Придется выбирать: или – или.
Оценка: 7/10
Трек-лист:
1. Ой, поперед мене гори син╕
2. Не йди
3. Бути з тобою
4. Колискова
5. П╕зно вноч╕
6. Там, де л╕то
7. Дзвони
8. Не опускай сво╖ оч╕
9. Чайка
10. Така, як ти
11. Wherever You Are.